Маркировка молочной продукции с 1 сентября 2022 для розничной торговли

Маркировка молочной продукции с 1 сентября 2022 для розничной торговли

С 1-го сентября 2022 года обязанность по использованию платформы «Честный знак», которая обеспечивает функционирование системы маркировки товаров, распространяется почти на всех производителей и продавцов молочной продукции. При задействовании инструментария по маркировке необходимо обратить внимание на ряд важных моментов.

 
 



 

Что нового в маркировке молочной продукции с 1 сентября 2022 года

Главный нормативный акт, регулирующий маркировку молочной продукции — постановление Правительства России от 15.12.2020 № 2099 (ССЫЛКА), обусловил введение первых этапов маркировки с 1 июня 2021 года. Первыми продуктами, в отношении которых предусматривалась данная процедура, стали:

  • творог;
  • сыры;
  • мороженое;
  • пищевой лед;
  • имеющие сроки годности более 40 дней товары из числа молочной продукции.

Позднее под маркировку попали указанные продукты с менее длительными сроками годности. С 1 сентября 2022 года маркировке подлежат все виды молочной продукции. К системе «Честный знак» теперь обязаны подключаться практически все типы фирм, участвующих в обороте таких товаров — в том числе розничные магазины.

продажа маркированной молочной продукции в розничной торговле с 1 сентября  2022 года

Также полезно знать, что:

  • с 1 декабря 2023 года маркировку должны будут осуществлять также фермерские хозяйства, учреждения общепита, образовательные организации — закупающие молоко для своих нужд;
  • с 1 июня 2025 года для продукции со сроком годности более 40 дней необходима учет движения товара в системе «Честный знак» в привязке к каждому экземпляру товара (пока что допустимо отслеживание партий продукции по агрегаторам — коробам, паллетам, в рамках объемно-артикульного учета).

Кроме того, с июня 2025 года все участники рынка должны будут отражать в системе «Честный знак» сведения о выводе товара из оборота.

Какие товары подлежат маркировке

С 1 сентября к числу маркируемых товаров относятся:

  1. Сыры, творог, мороженое, пищевой лед с кодами:
  • по классификатору ТН ВЭД ЕАЭС — 0406, 2105 00;
  • по классификатору ОКПД 2 — 10.51.40.100 (и 210), 10.52.10.

Товары со сроком годности, превышающим 40 дней — с кодами:

  • по ТН ВЭД ЕАЭС — с 0401 по 0406, 2202 99 910 0 (а также 99 950 0, 99 990 0);
  • по ОКПД 2 — 10.51.11 (а также 12, 21, 22, 30, 40.300, 51, 52, 55, 56), 10.86.10.110 (как и 140, 190).

Молочная продукция со сроком годности не более 40 дней — с аналогичными перечнями кодов.

При этом, может потребоваться разграничивать товары по критерию срока годности исходя из их характеристик по существу. Так, обычное и ультрапастеризованное молоко имеют один и тот же код 0401 20 110 9 по ТН ВЭД ЕАЭС, но сроки их годности будут значительно различаться.

Что нужно сделать и с чего начать внедрение маркировки

Закон устанавливает для участников рынка маркируемых товаров целый ряд обязанностей. Точное их содержание зависит от статуса и функций конкретного участника — производителя, импортера, оптовика, розничной точки. Вместе с тем, все они решают общую задачу — обеспечение прослеживаемости товара от точки выпуска с конвейера (или пересечения границы) до конечного потребителя с помощью средств маркировки.

К числу базовых задач, возлагаемых на участников рынка товаров, подлежащих маркировке, можно отнести:

  1. Регистрацию в системе «Честный знак» — на базе которой функционирует механизм маркировки товаров.

Для ее осуществления необходимо иметь квалифицированную электронную подпись. Есть совершенно законный способ ее бесплатного получения в ФНС. Здесь ведомство предоставило разъяснения касательно пользования данной возможностью.

Оформить КЭП для сотрудников можно в аккредитованных центрах, например ЗДЕСЬ.

После получения ЭЦП можно регистрироваться в качестве участника системы маркировки на сайте «Честного знака» — ССЫЛКА. Система предложит выбрать нужную электронную подпись, выдаст логин и пароль для Личного кабинета пользователя.

После авторизации в ЛК нужно заполнить профиль предприятия — указав требуемые реквизиты по перечню, отображаемому в окне браузера. С помощью инструментов, размещенных в Личном кабинете на сайте «Честного знака», можно создавать как таковые коды маркировки, отражать ввод и вывод товара. Доступ к ЛК можно осуществить в том числе через мобильные приложения «Честный знак».

  1. Внедрение собственных учетных систем, фиксирующих ввод и вывод маркируемой продукции в оборот, а также обеспечивающих отражение данных фактов в документации.

В числе основных документов соответствующего назначения — универсальные передаточные документы. Они всегда электронные, их оборот осуществляется в системе «Честный знак». Но практическое заполнение соответствующей документации оптимально осуществлять с помощью внешнего решения — интегрированного с данной системой.

отражение молочной продукции в системе маркировки

В установленном порядке, таким образом, обеспечивается связь между собственной товароучетной системой предприятия и системой «Честный знак». Только в этом случае получится обеспечить должный уровень автоматизации отражения операций с товарами на данной платформе.

Дополнительную информацию о том, как выполнить требования к продаже маркированной молочки можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Что касается основных задач как такового розничного магазина, то к их числу относятся:

  1. Проверка правильности кодов маркировки, нанесенных на реализуемые товары производителем (импортером).

Рассматриваемая задача решается с использованием отмеченных выше универсальных передаточных документов — в которых отражаются сведения о маркируемых товарах. Приводятся коды по ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2, а также показывается количество товаров в партии по каждому коду.

Продавцу необходимо сверить:

  • перечни товаров (и кодов), отраженных в УПД;
  • фактический состав товарной партии, которая пришла от оптовика.

Если все в порядке, товар принимается к учету и направляется в розничную продажу.

Назначение УПД в современном виде заключается в том числе в упрощении ведения учетных операций с товарами. В случае, если в партию включено большое их количество, то проверка маркировки каждого займет много времени. При наличии УПД можно проверить один передаточный документ на партию — в привязке к агрегатору (коробу, ящику): если он будет корректен, то можно считать проверенным весь перечень товаров.

 
 

Не забываем, вместе с тем, что в 2025 году будет установлена обязанность по учету каждого товарного экземпляра по продукции со сроками хранения более 40 дней. Поэтому, инфраструктуру для ведения соответствующего учета можно начинать готовить уже сейчас.

  1. Обеспечение корректного отражения вывода товара в системе «Честный знак» (и внутрикорпоративной учетной системе).

В этих целях производится сканирование товара, отпускаемого в розницу — с помощью специального 2D-сканера, подключенного к онлайн-кассе, которая, в свою очередь, подключается к системе «Честный знак». Кассир сканирует маркируемый товар, он добавляется онлайн-кассой в чек. Далее — чек (в том числе со сведениями по товару) передается оператору фискальных документов. Тот направляет сведения по маркируемому товару в систему «Честный знак».

Для розничного продавца важно, таким образом, корректно настроить онлайн-кассу для выполнения обязанностей в рамках пользования системой «Честный знак».

Как настроить онлайн-кассу для розницы (необходимые требования)

Для решения рассматриваемой задачи необходимо:

  1. Приобрести онлайн-кассы, совместимые с системой «Честный знак» (удостовериться, что с ней совместимы имеющиеся ККМ, при необходимости — обновить их ПО, заменить фискальные накопители).

Онлайн-кассы и фискальные накопители работают на базе специальных алгоритмов, которые прописаны в форматах фискальных документов (ФФД). Есть 3 действующие версии ФФД: 1.05, 1.1 и 1.2. С маркировкой совместим только третий, в версии 1.2. В свою очередь, не все ККМ и накопители с ним совместимы — нужно проверить, подходят ли они для маркировки, при необходимости — заменить ФН, обновить прошивку онлайн-кассы.

  1. Подключить к онлайн-кассам отмеченные выше 2D-сканеры для прочтения кодов маркировок.

проверка сканера в сервисе «Честный знак»

Проверить, приспособлен ли сканер к распознаванию указанных кодов, можно с помощью бесплатного онлайн-сервиса — ССЫЛКА.

Как работает маркировка в рознице

Когда все будет настроено, можно приступать к практическому использованию инфраструктуры маркировки. Общий алгоритм действий розничного продавца предусматривает следующие процедуры:

  1. Приемку товаров, сопровождаемых универсальным передаточным документом (от производителя, оптовика).

После осуществления такой приемки в системе «Честный знак» будет показано, что товары пришли к такому-то розничному продавцу.

  1. Отпуск товара потребителю, при котором производятся сканирование кодов маркировки 2D-сканером, а также последующая их автоматическая передача в систему «Честный знак».

маркировка молочки

Там, в свою очередь, фиксируется, что товар, врученный покупателю, выбыл из оборота.

Нужна ли маркировка остатков молочки?

По общему правилу коды маркировки наносятся на товар производителями. Но в определенных случаях розничный продавец обязан сам маркировать товары. Практическая потребность в этом может возникнуть, если у продавца имеются на складе остатки товаров, попадающих под маркировку — но еще не промаркированных.

Однако, данный порядок — установленный для ряда маркируемых товаров (например, одежды и обуви), в отношении молочной продукции не действует. Нет необходимости маркировать остатки каких-либо товаров соответствующей категории, если они были приняты розничным магазином до 1 сентября 2022 года.

Штрафы за нарушения правил маркировки

Если розничный магазин не выполнит обязанностей в рамках задействования системы «Честный знак», то проверяющие органы могут выписать штрафы (ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ – ССЫЛКА):

  • гражданину — на 2-4 тыс. рублей;
  • должностному лицу — на 5-10 тыс. рублей;
  • юридическому лицу — на 50-300 тыс. рублей.

Во всех указанных случаях штрафы сопровождаются конфискацией товара, который был реализован с нарушениями правил маркировки. Если отпускаются крупные партии товаров, то может наступить уголовная ответственность по ст. 171.1 УК РФ.

На что еще обратить внимание при продаже маркированной молочной продукции в рознице

Есть ряд особенностей, характеризующих маркировку молочной продукции для розницы. Нужно знать, что:

  1. В случае, если продукция продается на развес (например, если это нарезной сыр), то розничный продавец перед фасовкой списывает товар как используемый для внутренних нужд предприятия.

На онлайн-кассе готовый к отпуску товар — нарезка, не отражается как маркируемый. Это будет обычная продажа.

  1. Не требуется маркировать товары, размещенные в упаковках массой менее 30 грамм.

Соответственно, для розничного магазина необязательна проверка такой продукции с задействованием инфраструктуры «Честного знака».

Молочная продукция регулярно используется кафе и ресторанами. Они могут быть в том числе открыты при розничном магазине. Рассмотрим особенности выполнения предприятиями общепита обязанностей в сфере маркировки.

Нюансы маркировки молочной продукции для общепита

Специфика применения инфраструктуры маркировки общепитом заключается в том, что:

  1. По общему правилу вывод маркируемого товара в «Честном знаке» фиксируется с указанием того факта, что продукт направляется на внутренние нужды предприятия.

То есть, речь идет (как и в случае с сырной нарезкой в рознице) не о реализации товара потребителю (несмотря на то, что молочный продукт может быть отпущен ему в виде блюда), а о направлении продукта в собственное производство.

Соответственно, такой вывод не отражается в онлайн-кассе: сведения передаются только через систему «Честный знак» (при вероятном использовании собственной товароучетной платформы, которая интегрирована с данной системой).

  1. Вывод показывается в «Честном знаке» как обычный отпуск товара потребителю — аналогично обычной розничной схеме, если маркированный товар выдается клиенту в производственной упаковке (например, если это мороженое с фабрики).

В свою очередь, в данном случае задействуется онлайн-касса — с включением маркируемого товара в чек и передачей ОФД данных по его отпуску в систему «Честный знак».

Важный нюанс: если предприятие общепита само изготавливает мороженое в аппарате и сразу выдает клиентам в виде готового блюда, то данный продукт не подлежит маркировке. Однако, если на предприятии действует производственная линия, предусматривающая размещение товара в потребительской упаковке, то мороженое попадает под маркировку (причем, по схеме, установленной для производителя товара — значительно более сложной в сравнении с рассматриваемой, что применяется розничными продавцами).

Не все догадываются как найти номер кассового чека, если нужно в отчете указать номер фискального документа.

Как и где можно найти товар по штрих-коду онлайн и узнать дополнительную информацию по нему.

Если покупатель случайно разбил товар в магазине https://onlain-kassy.ru/normativ/kom/razbil-tovar-v-magazine.html — кто его должен оплачивать.


Для успешного ведения бизнеса можно подобрать необходимое оборудование для САЛОНОВ КРАСОТЫ, КЛИНИНГА, ОБЩЕПИТА, АВТОСЕРВИСА и других направлений предпринимательской деятельности.





Поделиться:
Добавить комментарий