Маркировка молочной продукции с 1 сентября 2022 для розничной торговли
С 1-го сентября 2022 года обязанность по использованию платформы «Честный знак», которая обеспечивает функционирование системы маркировки товаров, распространяется почти на всех производителей и продавцов молочной продукции. При задействовании инструментария по маркировке необходимо обратить внимание на ряд важных моментов.
Что нового в маркировке молочной продукции с 1 сентября 2022 года
Главный нормативный акт, регулирующий маркировку молочной продукции — постановление Правительства России от 15.12.2020 № 2099 (
- творог;
- сыры;
- мороженое;
- пищевой лед;
- имеющие сроки годности более 40 дней товары из числа молочной продукции.
Позднее под маркировку попали указанные продукты с менее длительными сроками годности. С 1 сентября 2022 года маркировке подлежат все виды молочной продукции. К системе «Честный знак» теперь обязаны подключаться практически все типы фирм, участвующих в обороте таких товаров — в том числе розничные магазины.
Также полезно знать, что:
- с 1 декабря 2023 года маркировку должны будут осуществлять также фермерские хозяйства, учреждения общепита, образовательные организации — закупающие молоко для своих нужд;
- с 1 июня 2025 года для продукции со сроком годности более 40 дней необходима учет движения товара в системе «Честный знак» в привязке к каждому экземпляру товара (пока что допустимо отслеживание партий продукции по агрегаторам — коробам, паллетам, в рамках объемно-артикульного учета).
Кроме того, с июня 2025 года все участники рынка должны будут отражать в системе «Честный знак» сведения о выводе товара из оборота.
Какие товары подлежат маркировке
С 1 сентября к числу маркируемых товаров относятся:
- Сыры, творог, мороженое, пищевой лед с кодами:
- по классификатору ТН ВЭД ЕАЭС — 0406, 2105 00;
- по классификатору ОКПД 2 — 10.51.40.100 (и 210), 10.52.10.
Товары со сроком годности, превышающим 40 дней — с кодами:
- по ТН ВЭД ЕАЭС — с 0401 по 0406, 2202 99 910 0 (а также 99 950 0, 99 990 0);
- по ОКПД 2 — 10.51.11 (а также 12, 21, 22, 30, 40.300, 51, 52, 55, 56), 10.86.10.110 (как и 140, 190).
Молочная продукция со сроком годности не более 40 дней — с аналогичными перечнями кодов.
При этом, может потребоваться разграничивать товары по критерию срока годности исходя из их характеристик по существу. Так, обычное и ультрапастеризованное молоко имеют один и тот же код 0401 20 110 9 по ТН ВЭД ЕАЭС, но сроки их годности будут значительно различаться.
Что нужно сделать и с чего начать внедрение маркировки
Закон устанавливает для участников рынка маркируемых товаров целый ряд обязанностей. Точное их содержание зависит от статуса и функций конкретного участника — производителя, импортера, оптовика, розничной точки. Вместе с тем, все они решают общую задачу — обеспечение прослеживаемости товара от точки выпуска с конвейера (или пересечения границы) до конечного потребителя с помощью средств маркировки.
К числу базовых задач, возлагаемых на участников рынка товаров, подлежащих маркировке, можно отнести:
- Регистрацию в системе «Честный знак» — на базе которой функционирует механизм маркировки товаров.
Для ее осуществления необходимо иметь квалифицированную электронную подпись. Есть совершенно законный способ ее бесплатного получения в ФНС.
Оформить КЭП для сотрудников можно в аккредитованных центрах, например
После получения ЭЦП можно регистрироваться в качестве участника системы маркировки на сайте «Честного знака» —
После авторизации в ЛК нужно заполнить профиль предприятия — указав требуемые реквизиты по перечню, отображаемому в окне браузера. С помощью инструментов, размещенных в Личном кабинете на сайте «Честного знака», можно создавать как таковые коды маркировки, отражать ввод и вывод товара. Доступ к ЛК можно осуществить в том числе через мобильные приложения «Честный знак».
- Внедрение собственных учетных систем, фиксирующих ввод и вывод маркируемой продукции в оборот, а также обеспечивающих отражение данных фактов в документации.
В числе основных документов соответствующего назначения — универсальные передаточные документы. Они всегда электронные, их оборот осуществляется в системе «Честный знак». Но практическое заполнение соответствующей документации оптимально осуществлять с помощью внешнего решения — интегрированного с данной системой.
В установленном порядке, таким образом, обеспечивается связь между собственной товароучетной системой предприятия и системой «Честный знак». Только в этом случае получится обеспечить должный уровень автоматизации отражения операций с товарами на данной платформе.
Дополнительную информацию о том, как выполнить требования к продаже маркированной молочки можно посмотреть
Что касается основных задач как такового розничного магазина, то к их числу относятся:
- Проверка правильности кодов маркировки, нанесенных на реализуемые товары производителем (импортером).
Рассматриваемая задача решается с использованием отмеченных выше универсальных передаточных документов — в которых отражаются сведения о маркируемых товарах. Приводятся коды по ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2, а также показывается количество товаров в партии по каждому коду.
Продавцу необходимо сверить:
- перечни товаров (и кодов), отраженных в УПД;
- фактический состав товарной партии, которая пришла от оптовика.
Если все в порядке, товар принимается к учету и направляется в розничную продажу.
Назначение УПД в современном виде заключается в том числе в упрощении ведения учетных операций с товарами. В случае, если в партию включено большое их количество, то проверка маркировки каждого займет много времени. При наличии УПД можно проверить один передаточный документ на партию — в привязке к агрегатору (коробу, ящику): если он будет корректен, то можно считать проверенным весь перечень товаров.
Не забываем, вместе с тем, что в 2025 году будет установлена обязанность по учету каждого товарного экземпляра по продукции со сроками хранения более 40 дней. Поэтому, инфраструктуру для ведения соответствующего учета можно начинать готовить уже сейчас.
- Обеспечение корректного отражения вывода товара в системе «Честный знак» (и внутрикорпоративной учетной системе).
В этих целях производится сканирование товара, отпускаемого в розницу — с помощью специального 2D-сканера, подключенного к онлайн-кассе, которая, в свою очередь, подключается к системе «Честный знак». Кассир сканирует маркируемый товар, он добавляется онлайн-кассой в чек. Далее — чек (в том числе со сведениями по товару) передается оператору фискальных документов. Тот направляет сведения по маркируемому товару в систему «Честный знак».
Для розничного продавца важно, таким образом, корректно настроить онлайн-кассу для выполнения обязанностей в рамках пользования системой «Честный знак».
Как настроить онлайн-кассу для розницы (необходимые требования)
Для решения рассматриваемой задачи необходимо:
- Приобрести онлайн-кассы, совместимые с системой «Честный знак» (удостовериться, что с ней совместимы имеющиеся ККМ, при необходимости — обновить их ПО, заменить фискальные накопители).
Онлайн-кассы и фискальные накопители работают на базе специальных алгоритмов, которые прописаны в форматах фискальных документов (ФФД). Есть 3 действующие версии ФФД: 1.05, 1.1 и 1.2. С маркировкой совместим только третий, в версии 1.2. В свою очередь, не все ККМ и накопители с ним совместимы — нужно проверить, подходят ли они для маркировки, при необходимости — заменить ФН, обновить прошивку онлайн-кассы.
- Подключить к онлайн-кассам отмеченные выше 2D-сканеры для прочтения кодов маркировок.
Проверить, приспособлен ли сканер к распознаванию указанных кодов, можно с помощью бесплатного онлайн-сервиса —
Как работает маркировка в рознице
Когда все будет настроено, можно приступать к практическому использованию инфраструктуры маркировки. Общий алгоритм действий розничного продавца предусматривает следующие процедуры:
- Приемку товаров, сопровождаемых универсальным передаточным документом (от производителя, оптовика).
После осуществления такой приемки в системе «Честный знак» будет показано, что товары пришли к такому-то розничному продавцу.
- Отпуск товара потребителю, при котором производятся сканирование кодов маркировки 2D-сканером, а также последующая их автоматическая передача в систему «Честный знак».
Там, в свою очередь, фиксируется, что товар, врученный покупателю, выбыл из оборота.
Нужна ли маркировка остатков молочки?
По общему правилу коды маркировки наносятся на товар производителями. Но в определенных случаях розничный продавец обязан сам маркировать товары. Практическая потребность в этом может возникнуть, если у продавца имеются на складе остатки товаров, попадающих под маркировку — но еще не промаркированных.
Однако, данный порядок — установленный для ряда маркируемых товаров (например, одежды и обуви), в отношении молочной продукции не действует. Нет необходимости маркировать остатки каких-либо товаров соответствующей категории, если они были приняты розничным магазином до 1 сентября 2022 года.
Штрафы за нарушения правил маркировки
Если розничный магазин не выполнит обязанностей в рамках задействования системы «Честный знак», то проверяющие органы могут выписать штрафы (ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ –
- гражданину — на 2-4 тыс. рублей;
- должностному лицу — на 5-10 тыс. рублей;
- юридическому лицу — на 50-300 тыс. рублей.
Во всех указанных случаях штрафы сопровождаются конфискацией товара, который был реализован с нарушениями правил маркировки. Если отпускаются крупные партии товаров, то может наступить уголовная ответственность по ст. 171.1 УК РФ.
На что еще обратить внимание при продаже маркированной молочной продукции в рознице
Есть ряд особенностей, характеризующих маркировку молочной продукции для розницы. Нужно знать, что:
- В случае, если продукция продается на развес (например, если это нарезной сыр), то розничный продавец перед фасовкой списывает товар как используемый для внутренних нужд предприятия.
На онлайн-кассе готовый к отпуску товар — нарезка, не отражается как маркируемый. Это будет обычная продажа.
- Не требуется маркировать товары, размещенные в упаковках массой менее 30 грамм.
Соответственно, для розничного магазина необязательна проверка такой продукции с задействованием инфраструктуры «Честного знака».
Молочная продукция регулярно используется кафе и ресторанами. Они могут быть в том числе открыты при розничном магазине. Рассмотрим особенности выполнения предприятиями общепита обязанностей в сфере маркировки.
Нюансы маркировки молочной продукции для общепита
Специфика применения инфраструктуры маркировки общепитом заключается в том, что:
- По общему правилу вывод маркируемого товара в «Честном знаке» фиксируется с указанием того факта, что продукт направляется на внутренние нужды предприятия.
То есть, речь идет (как и в случае с сырной нарезкой в рознице) не о реализации товара потребителю (несмотря на то, что молочный продукт может быть отпущен ему в виде блюда), а о направлении продукта в собственное производство.
Соответственно, такой вывод не отражается в онлайн-кассе: сведения передаются только через систему «Честный знак» (при вероятном использовании собственной товароучетной платформы, которая интегрирована с данной системой).
- Вывод показывается в «Честном знаке» как обычный отпуск товара потребителю — аналогично обычной розничной схеме, если маркированный товар выдается клиенту в производственной упаковке (например, если это мороженое с фабрики).
В свою очередь, в данном случае задействуется онлайн-касса — с включением маркируемого товара в чек и передачей ОФД данных по его отпуску в систему «Честный знак».
Важный нюанс: если предприятие общепита само изготавливает мороженое в аппарате и сразу выдает клиентам в виде готового блюда, то данный продукт не подлежит маркировке. Однако, если на предприятии действует производственная линия, предусматривающая размещение товара в потребительской упаковке, то мороженое попадает под маркировку (причем, по схеме, установленной для производителя товара — значительно более сложной в сравнении с рассматриваемой, что применяется розничными продавцами).
Не все догадываются как найти номер кассового чека, если нужно в отчете указать номер фискального документа.
Как и где можно найти товар по штрих-коду онлайн и узнать дополнительную информацию по нему.
Если покупатель случайно разбил товар в магазине https://onlain-kassy.ru/normativ/kom/razbil-tovar-v-magazine.html — кто его должен оплачивать.
Для успешного ведения бизнеса можно подобрать необходимое оборудование для