Правила, сроки и этапы маркировки парфюмерии

Правила, сроки и этапы маркировки парфюмерии

Парфюмерия — большой по объему сегмент розницы. Относящиеся к нему товары подлежат маркировке: пока что в рамках фактического тестирования, но уже скоро — обязательно. Рассмотрим, кто должен маркировать парфюмерию, и каким образом участникам рынка это нужно делать на практике.

 
 
 



 

В чем суть маркировки парфюмерии

Маркировка — процедура идентификации товара специальной маркой (в виде кода в формате Data Matrix) для того, чтобы по соответствующему идентификатору можно было — при задействовании средств специальной системы мониторинга:

  • отследить полный путь движения товара от завода (границы, если товар импортируется) до прилавка, где он отпускается конечному потребителю;
  • удостоверить тот факт, что товар произведен «своим» заводом и он не контрафактный.

Также в марке могут быть «зашифрованы» (код Data Matrix довольно емкий) иные полезные сведения о продукте. Например:

  • о стране происхождения;
  • о заводе;
  • об основных потребительских свойствах продукта;
  • об условиях хранения, использования;
  • о сроке годности товара.

В случае с духами в число «шифруемых» данных могут также войти, к примеру, те, что отражают точный состав продукта (когда фиксируется процентное содержание всего содержащихся в духах веществ). Такие данные могут быть полезны для постоянного потребителя парфюмерной продукции.

Предполагается, что на каждую товарную единицу будет «приклеиваться» отдельная, уникальная марка. Таким образом, заинтересованное лицо — например, покупатель духов и туалетной воды, сможет проверить подлинность любого флакона.

Участники рынка — на свое усмотрение, также могут использовать агрегационные марки — наклеиваемые на тару, в которых перевозятся флаконы. Эти марки формируются по другому, более простому стандарту — GS1 128. Но ключевую роль в обеспечении прослеживаемости перемещения товара по цепочке от производителя к потребителю играют все же «штучные» марки Data Matrix.

Какие виды парфюмерии подлежат маркировке и кем она должна выполняться

К маркируемым продуктам в сегменте парфюмерии законодатель относит все виды духов, одеколонов и туалетной воды, которые соответствуют кодам ОКПД 20.42.11 и ТН ВЭД ЕАЭС 3303 00. Исключение — товары, произведенные в России для последующих поставок на экспорт.

маркировка духов и туалетной воды

Участники рынка, которые обязаны отражать операции в системе маркировки — это юридические лица и ИП, занимающиеся:

  • производством, импортом товаров;
  • дистрибуцией;
  • комиссионной торговлей;
  • агентской деятельностью;
  • розничными продажами.

Отметим, что логистические операторы, перевозящие парфюмерную продукцию и при этом не имеющие ни в какие моменты прав собственности на нее, не отражают операций в системе маркировки.



 

Сроки и этапы маркировки духов и туалетной воды в 2020 — 2021 году

В соответствии с самым свежим нормативным актом в области маркировки парфюмерии — постановлением Правительства России от 31.12.2019 № 1957 «Об утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды» (ССЫЛКА), участники рынка:

  1. Обязаны — как можно быстрее зарегистрироваться в системе мониторинга движения маркируемых товаров — «Честный Знак».

Техническая возможность для использования инфраструктуры маркировки у бизнесов имеется уже с 10 января 2020 года.

  1. Обязаны — с 1 октября 2020 года отражать в системе мониторинга сведения о хозяйственных операциях с маркируемыми товарами в сегменте парфюмерии.

С 1 октября в общем случае ни один маркируемый товар нельзя будет легально продать без отражения операций по нему в системе маркировки.

При этом, отметим, что нет необходимости до 1 октября 2020 года маркировать имеющиеся товарные остатки.

  1. Вправе — распродать до 30 сентября 2021 года товары, закупленные до 1 октября 2020 года, но не проданные до этой даты, без маркировки.

этапы маркировки парфюмерии

А если непромаркированные товары до конца сентября 2021 года останутся — то их предстоит:

  • списать;
  • вернуть производителю — чтобы он произвел их полноценную маркировку и вернул в продажу.

Непосредственно нанесение марок на парфюмерию осуществляют:

  1. В общем случае — производители и импортеры.
  1. При необходимости:
  • продавцы-комиссионеры (при получении товара от физлиц на реализацию под комиссию);
  • обычные розничные продавцы в рамках процедуры перемаркировки (основная ее причина — если изначально «приклееный» к товару код оказался поврежден).

Как мы уже отметили выше, остатки парфюмерной продукции, которые не промаркированы производителем, маркировать не требуется.

 
 

Рассмотрим, какие практические действия в рамках пользования инфраструктурой маркировки обязаны осуществлять участники рынка (на примере магазина, где осуществляется розничная продажа парфюмерии).

Что надо делать продавцам парфюмерии

Обязанности продавцов парфюмерии можно разделить на 2 группы:

  • обязанности по регистрации в системе «Честный знак» и необходимой настройке инфраструктуры пользования данной системой;
  • обязанности по практическому применению системы — то есть, отражению там различных операций с маркируемой парфюмерной продукцией.

Чтобы обеспечить условия пользования системой «Честный знак», магазину необходимо:

  1. Обзавестись (или удостовериться в ее наличии) квалифицированной ЭЦП на руководителя хозяйствующего субъекта (директора ООО или ИП как владельца магазина).

Если имеется действующая ЭЦП для налоговой отчетности — подойдет и она. Надо только проверить, правильные ли в ее сертификате записи по основным идентификаторам хозяйствующего субъекта (их нужно сверить с записями в ЕГРЮЛ или ЕГРИП).

Оформить ЭЦП можно в уполномоченных удостоверяющих центрах, например в ЭТОМ.

  1. Подготовить систему ЭДО для обработки универсальных передаточных документов — которые магазин будет получать от поставщиков.

В УПД, прилагаемых к партии принимаемых духов, отражаются перечни марок, которые должны быть «наклеены» на флаконы. Эта «наклеенность» сверяется, и если нет расхождений (о чем также сообщается в систему «Честный Знак»), духи выводятся в продажу.

  1. Проверить, есть в распоряжении фирмы:
  • как минимум, один 2D-сканер штрих-кода Data Matrix — на приемку товаров (с помощью данного устройства считываются марки на товарах, принимаемых от поставщика в соответствии с УПД);
  • как минимум, еще один такой 2D-сканер — на каждую онлайн-кассу (о том, как она задействуется — ниже).

Если таких сканеров нет — их нужно докупить. Теоретически основные идентификаторы по маркам можно вносить в информационные системы, связанные с работой системы мониторинга, вручную — но это очень трудоемкая процедура.

  1. Подготовить онлайн-кассы для отражения операций по выводу маркируемых парфюмерных товаров из оборота по факту их отпуска конечному потребителю.

Кассир магазина включает сведения о маркированном товаре в кассовый чек для покупателя. Одновременно эти сведения после формирования чека, удостоверяющего отпуск духов и туалетной воды, передаются в установленном порядке через ОФД в систему «Честный Знак».



Подготовка онлайн-кассы заключается:

  • в проверке прошивки — на предмет приспособленности к передаче данных по маркам в ОФД (и ко включению идентификатора в состав кассового чека как отдельного реквизита фискального документа);
  • в проверке совместимости касс со сканерами кодов Data Matrix – которые должны, таким образом, считываться с отпускаемых товаров.

Также может потребоваться перезаключить договор с ОФД — если изначально в нем нет положений о передаче данных в систему «Честный Знак».

  1. Купить, если его нет — термопринтер для самостоятельной печати марок:
  • для маркировки комиссионных товаров;
  • для перемаркировки товаров с поврежденными марками.

Далее производится, собственно, регистрация хозяйствующего субъекта на платформе «Честный Знак». Ее можно осуществить в соответствии с удобной инструкцией от разработчиков данной платформы — ССЫЛКА.

Существуют различные сервисы, которые оказывают помощь и комплексные услуги по работе с системой маркировки. Например: ВАРИАНТ 1, ВАРИАНТ 2, ВАРИАНТ 3.

После регистрации в системе «Честный Знак» магазин осуществляет практическое пользование платформой:

  1. При приемке товаров от поставщика:
  • сканирует «приклеенные» марки, сверяет их с УПД;
  • вносит данные о приемке в систему мониторинга.
  1. При отпуске товаров конечному потребителю — сканирует марки на онлайн-кассе, включая их в состав чека и фискальных данных, которые передаются через ОФД в «Честный Знак».

Как мы уже отметили выше, данная процедура производится для отражения в системе операции о выводе промаркированных духов и туалетной воды из оборота.

  1. При возврате товара покупателем — осуществляет повторный ввод марок в оборот.

Если они повреждены, то продавец осуществляет перемаркировку товаров. В этих целях через систему «Честный Знак» осуществляется запрос марок. Далее — они распечатываются на термопринтере, «нарезаются» и наклеиваются на флаконы. Сведения об их отпуске отражаются в системе.

  1. Перемаркирует товары с поврежденными марками.

Как вариант, если требуется заменить марки при возврате товара покупателем. По существу, содержание процедуры перемаркировки — одинаковое вне зависимости от ее оснований.

Видео — вебинар по маркировке парфюмерии в 2020 году:

Есть ряд нюансов, характеризующих пользование инфраструктурой маркировки парфюмерии — рассмотрим их далее.

О каких нюансах полезно знать

Условимся, опять же, что пользователь системой маркировки — розничный магазин парфюмерии. Данному хозяйствующему субъекту полезно знать, что:

  1. Каждая марка, выписываемая в «Честном Знаке» — платная.

Стоимость кода — 50 копеек без НДС.

  1. Если у фирмы нет своей системы ЭДО, то можно попробовать воспользоваться бесплатным решением от разработчиков системы маркировки — продуктом ЭДО-Lite (который сейчас дорабатывается и, вероятно, станет доступным для пользователей к осени 2020 года).
  1. Тесты и пробники духов и туалетной воды не маркируются.

Дело в том, что эта продукция не предназначена для реализации конечному потребителю — и потому не подлежит маркировке.

То же самое касается выставочных образцов, экспериментальной парфюмерной продукции.

  1. Если духи и туалетная вода реализуются через интернет-магазин по предоплате (оплате картой на сайте магазина), то покупателю предоставляется 2 чека:
  • электронный — после оплаты на сайте;
  • бумажный — при выдаче товара курьером или на складе магазина.

При этом, код марки будет включен в состав реквизитов второго чека: работник магазина к тому моменту сканирует марку на предоплаченном товаре и онлайн-касса в установленном порядке обрабатывает его.

Первый чек не будет содержать никаких ссылок на марку просто потому, что данный код физически нельзя передать в онлайн-кассу: для этого потребуется «ручное» сканирование предоплаченного товара. Таких товаров на складе может быть несколько тысяч — и все они теоретически могут предоплачиваться одновременно. Понятно, что никаких ресурсов магазина не хватит на то, чтобы считать марки с таких объемов товаров.

А отсканировать те товары, что подлежат выдаче — вполне возможно, так как сама выдача производится вручную обычными для сотрудника магазина темпами.

Резюме

Оборот немаркированной парфюмерной продукции запрещается с 1 октября 2020 года. Можно успеть распродать остатки до 30 сентября 2021 года, а маркировать их продавцам парфюмерии не требуется. Предусмотрена маркировка только «комиссионных» духов и туалетной воды. Есть перемаркировка — по товарам с поврежденными кодами (в том числе при возврате), при которой осуществляется запрос новых марок в системе мониторинга движения товаров.

С января 2020 года для участников рынка доступен функционал системы «Честный Знак»: там нужно как можно скорее регистрироваться и по максимуму задействовать инфраструктуру маркировки для отражения хозяйственных операций по обороту парфюмерной продукции.

Какие нюансы имеет маркировка одежды и других товаров легкой промышленности.

Существуют отдельные требования и к маркировке лекарственных средств.

Как используется Wi-Fi радар https://onlain-kassy.ru/big-data/wi-fi-radar.html в таргетированной рекламе.

Видео — маркировка парфюмерии в 2020 году:

Похожие статьи

Для успешного ведения бизнеса можно подобрать необходимое оборудование для САЛОНОВ КРАСОТЫ, КЛИНИНГА, ОБЩЕПИТА, АВТОСЕРВИСА и других направлений предпринимательской деятельности.





Поделиться:
Добавить комментарий