Обязательная маркировка одежды: как подготовиться и что делать с остатками

Обязательная маркировка одежды: как подготовиться и что делать с остатками

Продажа одежды — один из самых массовых сегментов розницы. Все его участники — производители, импортеры, оптовики, продавцы, обязаны подключаться к системе маркировки товаров. Рассмотрим, какие для этого существуют механизмы.

 
 
 

Маркировка какой одежды обязательна

Правительство России в распоряжении от 28.04.2018 № 792-р (ССЫЛКА) установило перечень разновидностей товаров, которые в соответствии с установленным графиком подлежат обязательной маркировке. В число данных товаров вошла одежда, которой соответствуют следующие идентификаторы:

  • 14.11.10 (ОКПД 2) или 4203 10 000 (ТН ВЭД) — одежда из натуральной или композиционной кожи;
  • 14.14.13 или 6106 — блузы;
  • 14.13.21 или 6201 — пальто, плащи, куртки, ветровки мужские;
  • 14.13.31 или 6202 — пальто, плащи, куртки, ветровки женские;
  • 13.92.13, 13.92.14 или 6302 — постельное, кухонное, туалетное, столовое белье.

Во всех случаях к маркируемым изделиям относится и детская одежда приведенных выше категорий — и для мальчиков, и для девочек.

одежда, подлежащая обязательной маркировке

Отметим, что еще до принятия указанного распоряжения уже активно шла маркировка меховых изделий — которые, очевидно, тоже одежда. Поэтому, многие розничные бизнесы имели опыт работы с программно-аппаратными решениями для маркировки товаров.

Какие сроки для розницы

В распоряжении № 792-р написано, что участники торгового оборота предметов одежды должны стать участниками системы маркировки с 1 декабря 2019 года. Но этот срок на практике вышел ориентировочным.

сроки обязательной маркировки одежды

В 2020 году розничным магазинам предписано получать специальные коды для маркировки остатков одежды на складах. С 01.01.2021 года продавать одежду по перечню из распоряжения № 792-р без марок будет нельзя. До 21.02.2021 года продавцам необходимо осуществить маркировку одежды, закупленной в 2021-м году. Либо — распродать эти остатки.

Правила маркировки одежды и другие нормативные документы по теме можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Изначально ожидалось, что обязательная маркировка одежды начнется с 1 июля 2020 года. Но позднее власти, таким образом, на полгода отложили срок ее ввода. До 2021 года маркировка одежды сохраняет статус эксперимента — и не исключено, что его еще продлят по тем или иным причинам.

Что представляют собой марки для одежды

Особенность одежды в том, что она выкладывается на прилавок, как правило, вне какой-либо тары или упаковки — в «чистом» виде. И только при отпуске упаковывается в коробку (но покупатель может попросить не делать и этого). Поэтому, перед инициаторами проекта по маркировке одежды стояла непростая задача — придумать, как технически «прикреплять» марки к одежде: в отличие от лекарств или, к примеру, табачной продукции, их сложно разместить на поверхности отпускаемых товаров.

маркировка одежды на ярлыках

Было решено прикреплять к одежде, что подлежит маркировке, специальные ярлыки — на которых напечатаны марки. Визуально это шифры в формате Data Matrix – похожие на QR-код. В каждой марке зашифрованы:

  • товарный код (14 знаков);
  • серийный номер товара (13 знаков);
  • проверочные идентификаторы (4 знака — специальный ключ, 44 знака — специальный код).

что в себя включает код маркировки

Предполагается, что код на каждый экземпляр одежды после официального ввода маркировки будет платным — 50 копеек (в соответствии с постановлением Правительства от 08.05.2019 № 577 — ССЫЛКА). Но пока маркировка — эксперимент, участники рынка получают коды бесплатно.

Как работать с марками розничному магазину одежды

Применять марки в различных случаях могут как производители (импортеры), так и продавцы одежды. Если участник рынка — розничный магазин, то ему, чтобы легально продать изделие после официального ввода маркировки в 2021 году, необходимо будет (а пока эксперимент идет — нижеследующую схему предстоит «отрепетировать»):

  1. Получить от производителя или оптовика товар, на котором размещены марки.

В установленный срок продавцу необходимо принять электронный универсальный передаточный документ, содержащий ссылки на марки, и подтвердить приемку товара по нему.

  1. При отпуске товара конечному потребителю отсканировать прикрепленную к изделию марку сканером, который подключен к онлайн-кассе.

Считанная марка передается кассовым аппаратом в систему маркировки — одновременно с формированием кассового чека. Требуется подключение ККМ к Оператору фискальных данных: именно на ОФД возложена функция по передаче сведений по кодам отпускаемых товаров в систему маркировки. В фискальном чеке, который формируется на онлайн-кассе, будет, таким образом, присутствовать специальный реквизит — код маркировки.

  1. При возврате товара с целой маркой — сформировать в Личном кабинете пользователя системы маркировки документ о повторном вводе маркированного товара в оборот.

Если марка повреждена или отсутствует, то нужно запросить в системе новую. А после ее получения — сформировать соответствующий документ о повторной продаже изделия.

Мобильное приложение Честный знак для проверки маркируемой одежды

Можно отметить, что человек, купивший одежду, затем сможет сам просканировать марку, прикрепленную к товару, и удостовериться, что он — подлинный, а не контрафактный. В этих целях используется специальное мобильное приложение Честный знак (Google Play и App Store ).

Что делать с остатками одежды

Если розничному продавцу надо промаркировать остатки одежды, то ему необходимо полностью самостоятельно (то есть, без участия поставщика вообще) запросить коды в системе маркировки.

Технически данные коды будут размещены в PDF-файле. Его нужно распечатать на принтере этикеток, затем — «нарезать» марки и приклеить их к одежде. Далее отпуск товара происходит в обычном порядке — через онлайн-кассу, которая передает в систему маркировки сведения о том, что марка выведена из оборота по факту реализации изделия.

Можно отметить, что есть еще один типичный сценарий регулярного запроса марок магазином — продажа секонд-хэнда и комиссионных товаров. Там «остатки» будут появляться каждый день — по мере получения изделий на склад от поставщиков или от физлиц.

Бывает, что владелец одежды, который принес ее на реализацию, забирает товар обратно. Если он к тому моменту промаркирован, необходимо отразить в системе маркировки тот факт, что товар изъят из продажи. Код марки для него становится недействительным.

Как быть с импортными товарами

Еще один специфический сценарий применения марок — ввоз импортных товаров. Он предполагает прикрепление марок одежды до того момента, как они попадают на таможенное оформление.

На практике это означает, что сам завод или посредник между ним и российским оптовиком должны наклеить марки на одежду перед растаможкой партии. Получить их они могут в установленном порядке через систему маркировки сами (либо от российского партнера) — и затем наклеить.

Как розничному магазину одежды подключиться к системе маркировки (пошаговая инструкция)

Для этого ответственному человеку от магазина нужно:

  1. Оформить ЭЦП на руководителя магазина, а также для сотрудников, которые будут работать с приемкой товаров.

Отметим, что кассирам ЭЦП получать необязательно, поскольку они будут фиксировать отпуск товара через кассу, которая уже будет настроена должным образом на безопасную передачу данных в систему маркировки.

  1. Зарегистрировать магазин как хозяйствующий субъект в системе маркировки — ССЫЛКА.

личный кабинет участника системы маркировки Честный знак

На этот счет разработчики системы маркировки разработали отличную инструкцию с наглядными видеороликами — ССЫЛКА.

  1. Подсчитать остатки немаркированной одежды, запросить для них коды в системе маркировки.
  1. Приобрести принтер этикеток.

С помощью него — распечатать коды, сформированные на предыдущем шаге, и наклеить их на товары (на ярлыки).

  1. Оформить доступ к системе электронного документооборота для приема УПД.

Многие современные системы ЭДО приспособлены к решению сразу 2 типов задач — получению кодов из системы маркировки для остатков и приему УПД. В их числе — такие продукты как Контур.Маркет (ССЫЛКА) и ОФД.ру (ССЫЛКА).

  1. Удостовериться, что ОФД, к которому подключена онлайн-касса, умеет передавать коды маркировки в систему Честныйзнак.РФ.

Узнать к какому ОФД подключен ваш магазин можно ЗДЕСЬ.

Очень маловероятно, что не умеет — но не помешает проверить это. Оптимально, если ОФД интегрирован с локальной ЭДО: это исключает ошибки в обеспечении информационного обмена между различными сервисами.

  1. Проверить, есть ли в фирме, как минимум, 2 сканера, считывающие коды Data Matrix.

Первый 2D-сканер пойдет на приемку — для внесения данных о марках в товароучетную систему. Второй будет подключен к онлайн-кассе.

Далее можно начинать пользоваться системой Честный ЗНАК, отражая там данные о приемке товара по УПД (через товароучетную программу, интегрированную с системой) и отпуске (через онлайн-кассу).

Видео — инструкция по заполнению профиля пользователя единого личного кабинета Честный ЗНАК:

Ответственность за продажу немаркированных товаров

Самое очевидное — это штраф на основании ст. 15.12 КоАП РФ (ССЫЛКА):

  • до 10 тыс. рублей — на ИП;
  • до 300 тыс. рублей — на организацию.

Кроме того, немаркированный товар подлежит конфискации.

Если допущена продажа немаркированная товара на сумму, соответствующую критериям ущерба в крупном размере, то продавец привлекается к уголовной ответственности по ст. 171.1 УК РФ (ССЫЛКА). Его могут оштрафовать на крупную сумму, привлечь к принудительным работам. Предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 4 лет — если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору.

Розничному магазину одежды (как, собственно, и любому другому участнику рынка, который обязан быть пользователем системы маркировки) полезно также знать, что есть специальные Методические рекомендации для фирм, работающих с марками для одежды (ССЫЛКА).

В этом документе подробно рассказывается о том, что нужно делать участникам эксперимента по маркировке (впоследствии — полноценным пользователям системы маркировки).

Огромные объемы розничных продаж одежды осуществляются через интернет. И применение маркировки интернет-магазинами имеет свои особенности.

Особенности продажи маркируемых товаров интернет-магазинами

Главная особенность реализации маркируемых товаров интернет-магазинами — в том, что для их работы характерен регулярный возврат товаров. По законодательству совершенно любой товар, заказанный онлайн, можно вернуть продавцу без объяснения причин.

Поэтому, на практике интернет-магазин может столкнуться с необходимостью очень часто осуществлять процедуру перемаркировки товара — в связи с регулярными возвратами. Следовательно, продавцу в этом случае имеет смысл адаптировать товароучетную программу к отражению там «массовых» возвратов (и к отражению запроса большого количества кодов в системе маркировки). Как и обучить работников данной особенности продажи товаров онлайн.

Еще одна особенность онлайн-продаж — в распространенности онлайн-расчетов по предоплате. Покупатель, осуществив такую предоплату, получает электронный чек вместо бумажного — формируемый автоматической (в теории возможен и вариант «вручную» — но практикуется он совсем уж маленькими интернет-магазинами) онлайн-кассой.

Сложность ситуации в том, что код марки товара, заказанного и предоплаченного на сайте интернет-магазина, не может быть включен в электронный кассовый чек, направляемый покупателю. Хотя бы в силу чисто технических причин: товары могут заказываться тысячами, и у интернет-магазина попросту нет такого количества работников, чтобы «бегать» за каждой заказанной позицией и сканировать привязанный к ней код марки Data Matrix для включения в чек.

Регуляторы и ритейлеры в сегменте онлайн придумали решение: формировать при предоплате товара на сайте не один чек, а два.

Первый — это электронный чек, формируемый сразу после проведения транзакции через электронное средство платежа (карту, аккаунт в ЭПС). Его особенность в том, что в нем присутствует особый признак — указывающий то, что чек сформирован на 100% предоплату по товару. В его составе нет кода марки.

Второй — это бумажный чек, выдаваемый клиенту при получении предоплаченного товара на складе или у курьера. Он уже, в свою очередь, включает марку, которая до того сканируется человеком, выдающим соответствующий товар покупателю.

Резюме

Маркировка одежды, включенной в перечень по распоряжению № 792-р будет обязательна — если законодатель не установит иного, с 1 января 2021 года. В течение 2020 года участники рынка маркируют остатки, производители — поставляют товары с марками (а если нет — их «наклеивают» в установленном порядке сами продавцы).

Запрашивать марки через систему «Честный знак» ритейлеры могут сами в рабочем порядке — например, при реализации комиссионной одежды, при перемаркировке возвращенных товаров, если в этом будет необходимость.

При отпуске товара марка обязательно включается в кассовый чек. Если была предоплата в интернет-магазине, то формируется 2 чека: первый будет электронным без кода марки (направляется покупателю при оплате товара онлайн), второй — бумажным с кодом марки (передается покупателю при выдаче товара).

Какие особенности имеет маркировка лекарственных препаратов и сроки, которые следует соблюсти.

Основные задачи, которые решает мерчандайзинг в розничной торговле.

Какие существуют нюансы применения ККТ https://onlain-kassy.ru/normativ/kom/kkt-pri-prieme-metalloloma.html при приеме металлолома у населения.

Видео — маркировка товаров легкой промышленности:

Похожие статьи



Советуем посмотреть ПОДБОРКУ ПОЛЕЗНЫХ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ и ПО, которые будут полезны многим предпринимателям.


Поделиться:
Добавить комментарий