Требования по обязательной маркировке товара с 2019 года

Требования по обязательной маркировке товара с 2019 года

К числу наиболее резонансных инициатив российских властей последнего времени относится принятие нормативных актов (и подготовку законопроектов для дальнейшей регламентации действующих положений законодательства), регулирующих маркировку товаров. Что представляет собой данная процедура? Кто обязан ее осуществлять и каким образом это нужно делать на практике?

 

Маркировка табака с 2019 года: последние новости

6 марта 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации было опубликовано (ССЫЛКА) Постановление Правительства РФ № 224 от 28.02.2019, которое регламентирует работу розницы с маркированным табаком.

Что должны сделать розничные продавцы табака:

1. В срок до 30 июня 2019 года зарегистрироваться в Информационной системе Мониторинга. Регистрация происходит на сайте оператора маркировки ЦРПТ (ССЫЛКА) с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП). Или после 30.06.2019 в течение 7 календарных дней с момента начала розничной продажи табачной продукции (если ранее её не осуществляли).

регистрация в ИС Маркировки для розничных продавцов табака до 30 июня 2019 года

2. С 1 июля 2019 года продавать маркированный табак только через онлайн-кассу и обязательно передавать данные о продаже маркированного табака в ИС Мониторинга через операторов фискальных данных. Исключение составляют только те, кто по 54-ФЗ освобожден от применения ККТ (при этом такие розничные продавцы обязаны будут передавать данные в ИС Мониторинга иным способом, методы для которого появятся позже).

3. С 1 июля 2020 года передавать подписанные квалифицированной электронной подписью уведомления о приемке маркированного табака в ИС Мониторинга (другими словами — переход на использование электронного документооборота (ЭДО)).

4. Прекратить продажу немаркированных сигарет (код по ОКПД-2 12.00.11.130, код ТН ВЭД 2402 20) и папирос (код по ОКПД-2 12.00.11.140, код ТН ВЭД 2402 20 900 0) 1 июля 2020 года.

5. Дополнительно появилась информация о прочих табачных изделиях — стиках, кальянных табаках и проч. Сведения о продаже маркированных прочих табачных изделий нужно будет передавать в ИС Мониторинга с 1 июля 2020 года. Запрещена продажа немаркированных прочих табачных изделий с 1 июля 2021 года.

Более подробно о маркировке табака читайте в ЭТОЙ СТАТЬЕ.

Видео — инструкция по запуску системы маркировки табачных изделий для розничного магазина (вебинар Честный ЗНАК (ЦРПТ)):

Видео — что меняется в розничной торговле табаком с 1 марта 2019 и как к этому подготовиться:

Для чего нужна цифровая маркировка товаров

В рассматриваемом случае «маркировка товара» — это прикрепление к каждому продаваемому в рознице изделию специального кода, который позволяет проследить:

  • то, кем был произведен товар (или откуда импортирован);
  • то, каким образом он перемещался на пути от производителя (таможни) до магазина, который его продает.

Проверить соответствующим образом товар может любое заинтересованное лицо — предполагается, что им будет, прежде всего, конечный потребитель. Но зачем ему это нужно? Какова цель маркировки товаров?

Основная декларируемая законодателем цель внедрения маркировки товаров — защита рынка от контрафактной продукции. Маркировка на товаре будет удостоверять факт его оригинального происхождения. Предполагается, что маркировка будет настолько защищенной, что поставщики контрафактной продукции не смогут ее воспроизвести на своих изделиях (по крайней мере, не смогут это сделать незаметно для проверяющих структур — которые, обнаружив такие действия, инициируют в отношении поставщика самые строгие санкции по закону).

«Защищенность» маркировки обеспечивается в рамках особого алгоритма взаимодействия производителей, оптовиков, розничных продавцов и аккредитованных государственных структур. Ознакомимся с ним подробнее.

Как работает система

Алгоритм использования товарной маркировки в упрощенном виде можно воспроизвести так.

Производитель (или импортер) товара подключается к специальной государственной информационной системе (ГИС), которая выдает ему для каждого выпускаемого изделия маркировку — специальный цифровой код в формате DataMatrix (возможно, впоследствии перечень типов кодов будет расширен).

код в формате DataMatrix для маркировки товаров

Затем производитель в установленном порядке прикрепляет, «наклеивает» маркировку на свой товар (то, каким образом это делается на практике, зависит от конкретного типа товара — далее мы рассмотрим варианты).

Оптовая организация — первый (в общем случае) контрагент производителя, сканирует маркировку по каждому товару и передает отсканированные данные в ту же ГИС. Оттуда — получает подтверждение о подлинности товара.

Розничный продавец — контрагент оптовика, также проверяет код, удостоверяет, что товар подлинный, а затем выкладывает товар, прошедший проверку в ГИС, в открытую продажу.

После оплаты товара покупателем его маркировка в установленном порядке переносится на кассовый чек. Получивший товар покупатель получает возможность проверить маркировку, которая по-прежнему «наклеена» на нем, в ГИС.

мобильное приложение «Честный знак» - система контроля подлинности товаров по маркировке

Для этого предполагается использование приложения «Честный знак» (https://честныйзнак.рф), которое должно быть выведено в общий доступ в 2019 году — когда использование маркировки будет развернуто в рамках расширенного спектра товарных сегментов (далее в статье мы рассмотрим, в какие сроки предполагается внедрение маркировки по различным типам товаров).

Каждое событие в рамках товарного оборота — факт выпуска товара с производственной линии, выпуск в опт, передача в розницу — отражается в «истории» каждого изделия, на которое производитель «наклеивает» маркировку. Эта «история» ведется в реестрах ГИС. Таким образом, конечный потребитель (или промежуточный поставщик) получает максимально подробную информацию о происхождении товара.

Отметим, что производитель, оптовик и розничный продавец в установленном законом порядке реализуют дополнительный механизм проверки марок — сверку по электронным накладным, в которых соответствующие марки прописаны в соотнесении с комплектностью поставляемых товаров. Это означает, что поставщику контрафактного товара в эту схему практически нереально незаметно «вклиниться» — просто потому, что каждый участник товарооборота осуществляет прием-отправку данных не анонимно, а с использованием ЭЦП, уникальной для каждого хозяйствующего субъекта.

Для исполнения требований законодательства по маркировке товаров, предприниматели могут воспользоваться электронными сервисами, которые оптимизируют работу торговых точек при продаже товаров, подлежащих маркировке. Например — ЭТИМ или ЭТИМ.

Если поставщик контрафактного товара попросту перехватит прошедшие проверку коды у кого-либо из розничных поставщиков, «наклеит» их на товары и выставит в продажу, то первый же заинтересовавшийся проверкой кода покупатель, обнаружив нестыковку в «цепочке» перемещения товара — в виде несовпадающего наименования «разрешенного» и фактического продавца, скорее всего, сообщит об этом в правоохранительные органы.

Теоретически, производитель контрафакта может организовать полностью свою цепочку сверки кода от производства до розницы. Но в этом случае он не сможет выдать товар за «чужой» бренд — поскольку бренд «привязывается» к марке, которая может быть применена только его правообладателем. Сведения о бренде при этом прописываются в составе кода DataMatrix, их нельзя исключить при проверке подлинности товара.

Какие товары должны маркироваться и в какие сроки

Маркировка товаров как способ их идентификации в целях обособления от фальсификата практикуется в России уже довольно давно. Так, уже много лет применяются акцизные марки — наклеиваемые на подакцизные товары. Маркируются также товары, подлежащие сертификации — в соответствии с постановлением Правительства России от  01.12.2009 № 982.

При этом, практика применения традиционных способов маркировки отдельных товаров показала недостаточную степень защищенности соответствующих средств идентификации. Марки во многих случаях могут подделывать, дублировать — как результат, огромные по объему партии товаров выпадают из-под контроля, и в таких условиях есть где развернуться поставщику контрафактного товара.

Видео — Маркировка обуви и одежды в 2019 году (вебинар от компании Мой Склад):

Как следствие, властями было решено разработать новую схему идентификации товаров — с применением технологий шифрования данных и задействованием ЭЦП при взаимодействии производителей, поставщиков и розничных продавцов. Основной принцип, на котором базируется новая схема — идентификация по принципу «одно изделие — одна марка». Она позволяет — с учетом преимуществ применяемых технологий шифрования и подтверждения подлинности данных, практически исключить «включение» в товарооборот фальсификата даже на уровне отдельных единиц товаров.

Изначально инициатива по маркировке с применением обновленной технологии коснулась только одного сегмента розницы — реализации меховых изделий. Там в пилотном режиме маркировка применяется с 2016 года. В 2017 году в эксперименте начали участвовать производители лекарств.

Маркировку по меховым товарам и лекарствам любой заинтересованный покупатель может проверить уже сейчас с помощью специального приложения от ФНС — ССЫЛКА.

Ожидается, что до конца 2018 года марки будут проставляться на всех лекарственных препаратах, реализуемых в России.

Определенные новшества — направленные на повышение эффективности идентификации товаров от оригинальных поставщиков, были внедрены и в систему ЕГАИС. С 1 июля 2018 года введена в действие система ЕГАИС 3.0, в которой применяется защищенный механизм маркировки по указанному выше принципу, практически исключающий дублирование марок.

С июня 2018 года на добровольной основе в проекте по внедрению инфраструктуры для маркировки товаров начали участвовать производители и импортеры обуви.

маркировка товаров с 2019 года

В 2019 году планируется дальнейшее расширение спектра групп товаров, которые подлежат маркировке, причем — уже на общеобязательной основе.

Коды ТН ВЭД
(товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности)
Перечень товаров Исключения
с 1 марта 2019 года
Табачная продукция — код 2402 Сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей, а также содержащие табак  —
с 1 июля 2019 года
Обувь — коды 6401, 6402, 6403, 6404, 6405 Детская, женская, мужская обувь с подошвой или с верхом из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи, текстильных материалов, дерева, пробки. Сюда же относятся ботинки для лыж, сноуборда, коньков, спортивной борьбы, бокса, велоспорта Ортопедическая обувь, изделия из асбеста или без подошвы, игрушечная или бывшая в употреблении обувь
с 1 декабря 2019 года
Духи и туалетная вода — код 3303 00 Расфасованные для розничной продажи смешанные или несмешанные продукты (кроме водных дистиллятов и водных растворов эфирных масел), которые можно использовать в качестве товаров
Шины и покрышки пневматические резиновые новые — код ТН ВЭД 4011 Шины и покрышки для легковых, гоночных, грузопассажирских автомобилей, автобусов, воздушных судов, мотоциклов, велосипедов, моторных транспортных средств для перевозки грузов. В эту же группу входят машины для сельского и лесного хозяйства, строительства, горного дела и промышленности
Предметы одежды — код 4203 10 000 Изделия из натуральной или композиционной кожи, включая перчатки, рукавицы, митенки, в том числе спортивные или защитные. В эту группу также входят фартуки и другая защитная одежда, подтяжки, пояса, патронташи и напульсники, кроме ремешков для часов
Трикотажные блузки для женщин или девочек (код 6106) Изделия могут быть из хлопка, шерсти, льна, химических нитей и других текстильных материалов Одежда с карманами ниже талии, с эластичным поясом или другими средствами затягивания на нижней части, а также изделия с плотностью вязки в среднем менее 10 петель на 1 линейный сантиметр в каждом направлении
Пальто, куртки и аналогичные изделия для мужчин, женщин и детей (коды 6201 и 6202) К подконтрольным товарам относятся также полупальто, накидки, плащи, ветровки, штормовки, спортивные куртки. Изделия могут быть из хлопка, шерсти, волоса животных, химических нитей и других текстильных материалов Изделия из ваты или трикотажа машинного или ручного вязания, а также одежда, бывшая в употреблении
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное — код 6302 Продукция может быть произведена из хлопка, шерсти, льна, шелка, трикотажа, волокна рами, химических нитей и другого текстиля, а также из нетканых материалов
Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки — код 9006 Зеркальные, пленочные и матричные фотоаппараты, в том числе одноразовые и с моментальным получением готового снимка, а также фотокамеры для подводной и аэрофотосъемки, для медицинского или хирургического обследования, для судебных или криминалистических целей

Сроки введения обязательной маркировки могут измениться, так как зависят от результатов эксперимента с участием представителей разных сегментов рынка.

Так, с 1 марта 2019 года маркировке будут подлежать сигареты, с 1 июля 2019 года — обувь. К декабрю 2019 года производители и поставщики должны будут готовы осуществлять маркировку:

  • духов, туалетной воды;
  • автомобильных шин и покрышек;
  • одежды из натуральной (либо композиционной) кожи;
  • вязаных блузок;
  • верхней одежды;
  • постельного, столового и гигиенического белья;
  • фотокамер, вспышек.

Основной нормативный акт, закрепляющий перечни товаров, которые будут подлежать маркировке — распоряжение Правительства России от 28.04.2018 № 792-р (ССЫЛКА).

К 2024 года предполагается развертывание маркировки на все типы продаваемых в России товаров. Ожидается, что аналогичный механизм будет запущен и в других странах ЕАЭС.

Отметим, что уже весной 2018 года Минпромторг направил в Правительство списки различных продовольственных товаров, которые предполагается маркировать в первоочередном порядке. В этот список входят различные виды мясной, рыбной, молочной продукции, макароны, продукция детского питания, консервы, безалкогольные напитки и пиво, чай, кофе.

Бизнесы, добровольно участвующие в обеспечении функционирования системы маркировки товаров, пока что могут пользоваться данной системой бесплатно. Но как только маркировка станет обязательной, предполагается взимание платы за каждую марку (но не исключены и иные схемы исчисления платежа за пользование инфраструктурой для маркировки — например, по абонентскому принципу).

Для регистрации в ГИС, на базе которой будет осуществляться маркировка товаров и их проверка, участник товарооборота — производитель, оптовик или розничный продавец, как мы уже отметили выше, должны будут иметь ЭЦП. Предполагается, что это будет платная ЭЦП, оформленная у Оператора электронного документооборота. Но сама регистрация в системе и пользование программным обеспечением, внедренным в ней, бесплатны.

Видео — новые правила реализации сигарет в 2019 году:

Предполагается, что государственная информационная система, выдающая марки, будет единой для всех предприятий вне зависимости от сегмента. Но не исключено, что производители алкогольной продукции продолжат использовать ЕГАИС, которая будет модернизирована соответствующим образом. Аналогично — останутся работать Система мониторинга движения лекарственных препаратов, а также Информационный ресурс маркировки, применяемый поставщиками меховых изделий, но при этом будут приспособлены к специфике универсальной маркировки.

Как рознице подготовиться к маркировке обуви можете посмотреть в ЭТОЙ СТАТЬЕ.

Что касается еще одной крупной инфраструктуры, в рамках которой используются технологии идентификации товара — системы ветеринарной серитификации товаров, то установление правил ее применения после повсеместного внедрения маркировки уже сейчас становится предметом ожесточенных дискуссий.

Как связаны маркировка и ветеринарная сертификация

С 1 июля 2018 года для российских производителей ветеринарной продукции стала обязательной электронная сертификация в системе «Меркурий». Оформляемый в рамках нее сертификат по существу несет функцию, очень близкую товарной марке — в части идентификации товара, выпущенного оригинальным производителем. Вопрос — в целесообразности установления обязательств по применению системы маркировки в условиях в отношении ветеринарных поставщиков.

Дело в том, что в случае установления таких обязательств функция сертификата будет в значительной степени дублироваться маркой. Сертификат, в частности, позволяет установить происхождение товара, его месторасположение и маршрут перемещения.

На уровне экспертных обсуждений сформировались следующие основные подходы к разрешению вопроса, о котором идет речь:

  1. Подход, при котором маркировка должна быть альтернативой сертификации.

То есть, когда производитель может по своему выбору пользоваться либо системой «Меркурий» либо ГИС, которая выдает и обеспечивает проверку товарных марок.

  1. Подход, при котором маркировка заменит сертификацию.

В частности, о желательности внедрения такого правила высказывались многие действующие поставщики молочной продукции. Повышенный интерес к теме с их стороны вполне объясним: в планах правительства — установить обязанность по маркировке товаров в отношении поставщиков кисломолочной продукции в первую очередь, если говорить о пищевой промышленности. Как следствие, обратная связь по вопросу, о котором идет речь, в первую очередь идет из этого сегмента.

По мнению производителей, издержки на сертификацию и без того высоки — в ряде случаев они могут повысить стоимость молочной продукции на 10%. Если к этому добавятся расходы еще и на маркировку, то это отрицательным образом скажется на ценовой политике в отношении потребителя. Так что, по логике производителей, сертификацию как минимум не следует дополнять обязательствами, предполагающими увеличение расходов, а еще лучше — заменить более дешевыми для предприятия процедурами идентификации товара.

Еще одним преимуществом маркировки называется ее уведомительный характер (в то время как сертификат — это разрешительный документ, который характеризуется более высокой сложностью в оформлении). Данное преимущество позволит, по мнению производителей, избежать рисков неоправданного замедления бизнес-процессов — которые могут быть характерны для процедуры оформления электронного сертификата.

Один из факторов успешного внедрения инфраструктуры для маркировки товаров, как считают производители — это единообразие законодательной и технологической базы, имеющей отношение к данной инфраструктуре, во всех странах ЕАЭС. Не должно получиться так, чтобы российские поставщик столкнулись с большей платежной нагрузкой и были вынуждены тратить больше ресурсов на участие в маркировке в сравнении с партнерами из соседних государств.

  1. Подход, при котором маркировка и сертификация будут дополнять друг друга.

Данный подход предполагает применение двух разных типов инфраструктур на разных этапах товарооборота. Это может быть оправдано как раз в случае с молочной продукцией — когда на этапе доставки молока от фермы к заводу целесообразно применить сертификацию, а после выпуска с завода готового товара — например, пастеризованного молока, уже включается маркировка.

Как отмечают представители Россельхознадзора, в рамках первого этапа оборота молока в распоряжении заинтересованных лиц — как самих участников рынка, так и проверяющих структур, должна быть информация узкой отраслевой направленности. К числу таких сведений могут относиться, например, сведения о том, на каком именно поле паслись коровы, давшие молоко, или о том, какие лекарства ей давались. Эта информация подлежит фиксации в сертификате, в то время как в составе марки их отражения не предполагается.

Кроме того, как отмечают эксперты, наличие сертификата — это один из критериев качества товара безотносительно наличия или отсутствия фактора фальсификации. Товар может быть совершенно оригинальным, и это будет подтверждено маркой — но при его производстве будут допущены нарушения, вследствие чего товар будет сам по себе некачественным. Но получить сертификат при нарушении технологии производства проблематично, поэтому его наличие с точки зрения соблюдения интересов конечного потребителя может быть еще более желательным, чем доказанность факта оригинального происхождения товара.

Окончательное решение по вопросу соотнесения сертификации и маркировки в отношении сельскохозяйственной продукции государству еще предстоит выработать. Возможно, что по одним товарам правила будут установлены одни, по другим — иные.

Например, по товарам, которые выпускаются в рамках сложного производственного цикла — при котором важны технологические детали  (и уместен дополнительный мониторинг качества продукции), может применяться сертификация. А если продукция не предполагает сложной обработки, то дело может ограничиться маркировкой товаров без каких-либо дополнительных бюрократических процедур.

Видео — вебинар Честный ЗНАК (ЦРПТ) по маркировке молочной продукции:

Так или иначе, правомерно ожидать, что маркировка в любом случае станет общеобязательной для большинства российских товаропроизводителей. Уже сейчас на уровне федерального законодательства прописаны меры ответственности за нарушения требований законодательства о такой маркировке — ознакомимся с ними подробнее.

Административная и уголовная ответственность за отсутствии маркировки

В соответствии со ст. 15.12 КоАП РФ (ССЫЛКА) производитель или импортер товара, выпустившие его на рынок без маркировки — если она для соответствующего товара обязательна, могут быть оштрафованы:

  • на 5-10 тыс. рублей (если производитель зарегистрирован как ИП);
  • на 50-100 тыс. рублей (если производитель — юридическое лицо).

В отношении продавцов товаров без маркировки санкции действуют не менее строгие. Они представлены штрафами:

  • в размере 2-4 тыс. рублей (на физических лиц, не зарегистрированных как ИП);
  • в размере 5-10 тыс. рублей (на ИП);
  • в размере 50-300 тыс. рублей (на юрлиц).

Те же самые санкции установлены для граждан и хозяйствующих субъектов, осуществляющих хранение, транспортировку или закупку в целях дальнейшей перепродажи товаров без марки.

Если товар, выпущенный на рынок производителем без марки, относится к алкогольной или табачной продукции, то штраф составит:

  • 10-15 тыс. рублей (на ИП);
  • 100-150 тыс. рублей (на юрлиц).

А если алкогольные или табачные изделия без марок выпущены в открытую продажу, то розничный продавец будет оштрафован:

  • на 4-5 тыс. рублей (если он — физлицо, не зарегистрированное как ИП);
  • на 10-15 тыс. рублей (если он — ИП);
  • на 200-300 тыс. рублей (если он — юридическое лицо).

Кроме того, товары без маркировки подлежат конфискации во всех случаях, при которых применяются вышеописанные штрафы.

Чтобы забыть про штрафы розничным продавцам, они могут воспользоваться готовым решением для торговли маркированной продукцией от компании Контур — УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ.

Если стоимость произведенных или выпущенных в открытую продажу товаров без марок превышает сумму, соответствующую размеру крупного или особо крупного ущерба, то наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 171.1 УК РФ (ССЫЛКА). Санкции здесь зависят:

  • от разновидности товара;
  • от того, было ли преступление совершено по предварительному сговору или нет;
  • от критериев установления величины крупного или особо крупного ущерба.

Производство, хранение, транспортировка, продажа и перепродажа товаров без маркировки, не относящихся к продовольственным, алкогольной или табачной продукции, на сумму, соответствующую крупному размеру ущерба, могут привести к санкциям в виде:

  • штрафа до 300 тыс. рублей либо в размере зарплаты виновного лица за период до 2 лет;
  • принудительного труда до 3 лет;
  • тюремного заключения до 3 лет со штрафом до 80 тыс. рублей либо в размере зарплаты виновного лица за 6 месяцев.

Если преступление совершено по предварительному сговору, то санкции могут быть представлены:

  • штрафом в 100-300 тыс. рублей или в размере зарплаты виновного за 1-3 года;
  • принудительным трудом до 4 лет;
  • лишением свободы до 4 лет со штрафом до 100 тыс. рублей либо в размере зарплаты за 1 год.

Если преступление совершено организованной группой либо товары отпускаются на сумму, соответствующую ущербу в особо крупном размере, то в отношении виновного лица применяются санкции в виде:

  • штрафа в 200-500 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-3 года;
  • принудительного труда до 5 лет;
  • тюремным заключением до 6 лет со штрафом до 1 млн. рублей или в размере зарплаты за 5 лет.

Крупный ущерб по УК РФ в общем случае составляет 1,5 млн. рублей, особо крупный — 6 млн. рублей.

Отпуск на рынок продовольственного товара без маркировки в сумме, соответствующей ущербу в крупном размере, приведет к санкциям в виде:

  • штрафа до 400 тыс. рублей или в величине зарплаты виновного лица до 2 лет;
  • принудительного труда до 3 лет;
  • тюремного заключения до 3 лет со штрафом до 80 тыс. рублей или зарплаты виновного лица до 6 месяцев.

Если преступление совершено по предварительному сговору либо организационной группой или если стоимость товаров превысила сумму, соответствующую величине ущерба в особо крупном размере, то санкции будут представлены:

  • штрафом от 300 до 700 тыс. рублей или в размере зарплаты виновного лица за 1-3 года;
  • принудительным трудом до 5 лет;
  • лишением свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн. рублей либо в размере зарплаты виновного лица до 5 лет.

Соответствующей ущербу крупного размера в случае отпуска продовольственных товаров признается сумма более 400 тыс. рублей, ущербу особо крупного размера — сумма более 1,5 млн. рублей.

Если товар без маркировки относится к алкогольной или табачной продукции, то при его отпуске санкции в отношении виновного лица будут представлены:

  • штрафом до 500 тыс. рублей или зарплатой за 2 года;
  • принудительным трудом до 3 лет;
  • лишением свободы до 3 лет со штрафом до 120 тыс. рублей или зарплаты за 6 месяцев.

Если преступление совершено по сговору или группой лиц или если сумма товаров превышает ущерб в особо крупном размере, то санкции будут представлены:

  • штрафом от 400 до 800 тыс. рублей или в величине зарплаты виновного лица за 1-3 года;
  • принудительным трудом до 5 лет;
  • тюремным заключением до 5 лет со штрафом в 1 млн. рублей или в величине зарплаты за 5 лет.

Ущерб крупного размера в случае отпуска табачной или алкогольной продукции — сумма более 100 тыс. рублей, особо крупного — сумма более 1 млн. рублей.

Таким образом, при нарушении закона о маркировке может наступать как административная, так и уголовная ответственность по самым разным основаниям.

Рассмотрим теперь ряд технических нюансов, характеризующих применение участниками рынка инструментария для маркировки товаров.

Прежде всего — ознакомимся с возможными вариантами прикрепления марок к товару, выпускаемому на рынок.

Каким образом маркируются товары технически

Как мы уже отметили выше, марка — это в общем случае цифровой код в формате DataMatrix. В случае с лекарствами применяется, как правило, обычный QR-код. Товарная марка может быть прикреплена к товару самыми разными способами. Например, посредством:

  • наклеивания бумажной этикетки, пластиковой или металлической пластины с маркировочным кодом;
  • нанесения маркировочного кода краской;
  • нанесения кода с помощью термопечати, термотрансферной печати и аналогичных технологий;
  • прочного прикрепления к товару бирки с кодом.

Главные требования к марке — читаемость и устойчивость к механическим воздействиям на всех этапах цикла движения товара — от завода к покупателю. При этом, с учетом предусмотренных в законе механизмов возврата и обмена товара указанные требования должны быть распространены еще и на период, в течение которого можно возвращать или обменивать товар.

Особенно сложно соблюсти данное требование в случае с одеждой: марка должна выдерживать стирки (в некоторых случаях — при высокой температуре), а иногда носку предмета одежды в экстремальных условиях.

Очевидно, чем «технологичнее» инструмент прикрепления марки, тем дороже ее себестоимость, которую поставщик неизбежно будет закладывать в цену товара — и это еще один предмет для дискуссий на уровне экспертов и законодателей. В случае, если товар — элитная шуба, то указанная «наценка» будет незначительной. Но если это экономичная майка или носки в магазине типа Fix Price – удорожание может быть заметным.

Таким образом, одна из задач законодателя, которую еще предстоит решить — это выработка устраивающего рынок формата товарной марки и технологических требований к ней.

Видео — как производится маркировка обуви:

Применение инфраструктуры для маркировки товаров предполагается связать с процедурой задействования хозяйствующими субъектами программно-аппаратных решений для фискализации товаров — то есть, онлайн-касс. Как мы уже отметили выше, маркировочный код подлежит «трансферу» на кассовай чек. В этих целях на нем будет предусмотрен отдельный реквизит.

Товарная марка как реквизит кассового чека

Рассматриваемый реквизит — «код товара», будет введен в оборот с 1 января 2019 года. Он предполагает, что код маркировки будет отображаться на самом чеке в формате, который может быть считан любым общедоступным в среде покупателей способом — например, с помощью камеры смартфона (с последующей его передачей в приложение «Честный знак»).

При этом, в реквизите «код товара» может быть отражен не только внутрироссийский маркировочный код, но и тот, что сформирован в другом государстве ЕАЭС — в случае установления порядка маркировки, аналогичного тому, что принят в России.

Чтобы обеспечить корректное включение маркировочных кодов в чеки, торговым предприятиям необходимо будет использовать онлайн-кассы, совместимые с форматами фискальных документов, в которых предусмотрено применение реквизита, о котором идет речь, а именно — с ФФД 1.05 и ФФД 1.1 (подробнее о форматах фискальных документов можно посмотреть в ЭТОЙ СТАТЬЕ). В этих целях может потребоваться обновление прошивки онлайн-кассы. Заменять какие-либо аппаратные ее компоненты — например, фискальный накопитель, не требуется.

Видео — обязательная маркировка товаров в 2019 году и новый реквизит кассового чека:

Возможно, ключевой технологический нюанс, характеризующий применение инфраструктуры для маркировки товаров именно для продавца — как участника рынка, осуществляющего непосредственный отпуск товара для конечного потребителя — это применение настройка оборудования для проверки маркировочных кодов на поступающих от оптовика (или напрямую от производителя) товаров.

Какое оборудование нужно иметь продавцу для реализации маркированных товаров

На практике розничному продавцу — к моменту установления обязанности по проверке маркированных товаров перед их отпуском потребителю, необходимо будет:

  1. Обзавестись электронной подписью, выпущенной специально для ГИС, через которую выдаются и проверяются марки (и аппаратным ключом, на котором она будет размещена — например, eToken).
  1. Приобрести сканер штрих-кодов (как правило, большинство современных моделей устройств позволяют считывать QR-коды и коды DataMatrix, но не помешает проверить это, и при необходимости обновить имеющиеся сканеры).
  1. Установить (обновить необходимым образом имеющуюся) кассовую программу, которая должна быть приспособлена к обработке маркировочных кодов и «трансферу» данных кодов в кассовый чек.
  1. Установить товароучетную программу, которая будет приспособлена к учету документации по приемке маркированных товаров с помощью ЭЦП — как мы уже отметили выше, по таким товарам обязательно осуществляется сверка с применением электронных накладных.
  1. Подключить товароучетную программу к ГИС, выдающей марки — с применением имеющейся ЭЦП.

Многие современные товароучетные платформы — такие как, например, 1С или МойСклад, уже сейчас предлагают своим клиентам обновленные интерфейсы для необходимой интеграции кассового и товароучетного ПО с инфраструктурой для маркировки товаров.

Резюме

Маркировка товаров — это работающая в пилотном режиме, а с 2019 года по огромному перечню товарных групп — общеобязательная процедура, предполагающая прикрепление к каждому изделию, отпускаемому производителем или импортером на российский рынок (в перспективе — на рынок любой страны ЕАЭС) идентификатора, удостоверяющего факт оригинального происхождения товара. То есть — показывающего, что товар не контрафакт. Марка содержит информацию о каждом этапе движения товара — от поставщика к прилавку.

Предполагается, что с 2024 года маркировка товаров будет общераспространенной на товарном рынке процедуры. Каждая единица товара будет защищена от контрафакта.

Марки «поштучно» — для каждой единицы товара, выдается государственной информационной системой, к которой подключается производитель или импортер. В той же системе контрагенты производителя — оптовики, и, в свою очередь, розничные продавцы, проверяют корректность марок, прикрепленных к принимаемым товарам. Выпуск их в продажу возможен, только если марки прошли проверку — иначе надзорные органы выпишут крупный штраф.

С помощью онлайн-касс марки «переносятся» на кассовые чеки и могут быть использованы покупателями в целях проверки товара на предмет оригинального происхождения.

Маркировка товаров, возможно, будет применяться одновременно с их ветеринарной сертификацией в системе «Меркурий». Но не исключено, что будет применяться в качестве альтернативы сертификации или заменит ее.

Как выбирать принтер штрих-кодов и наклеек для использования в своей торговой точке.

В каких случаях недорогие онлайн-кассы вполне подойдут для использования без особых проблем.

Чем будет полезна Яндекс-касса https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/obzor/yandex-kassa.html для интернет-магазина.

Видео — цифровая маркировка импортных товаров:

Похожие статьи

Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики - ЗДЕСЬ >>>

 

ОФД, ЭЦП, онлайн-кассы, бухгалтерия и другие полезные сервисы для предпринимателей - ОЗНАКОМИТЬСЯ СО ВСЕМ СПИСКОМ МОЖНО ЗДЕСЬ >>>

 

Онлайн-касса и готовое решение для автоматизации небольшого магазина, точки общепита, предоставления услуг - ПОДРОБНЕЕ >>>

 
Поделиться:
2 комментария
Светлана 26 марта 2019

Сколько уже предприниматели испытали на себе эксперементов.... это ещё один. Согласна с предыдущем автором полностью.

Геннадий 15 марта 2019

Хорошая статья и видео надо посмотреть, только вот вопрос по отписанному: Основная декларируемая законодателем цель внедрения маркировки товаров — защита рынка от контрафактной продукции. Маркировка на товаре будет удостоверять факт его оригинального происхождения....... СПРАШИВАЕТСЯ, а как через таможню то контрафакт проходит, а теперь все контролирующие, сертифицирующие органы, на содержание которых государство тратит не хилые деньги пойдут под сокращение ??? И как так с РАР то получилось, что теперь внедряют новые марки в замен старых, которые были Правые, но вдруг стали левые и главный по контролю в РАР куда уехал то ? А лет через пять все пройдет по спирали и опять как всегда? Хорошая идея решение по единой номенклатуре товаров, от производителя(таможни) и до конечника, полный учет и контроль, причем убирающий при соответствующем контроле лишних посредников или переводящих их на ОСН, что бы привело повышению налоговых сборов. А маркировка чисто коммерческий проект: будет польза Государству хорошо, не будет, все равно хорошо , но в чей то карман. Или это основная Идея? Мне интересны комменты, убеждающие в обратном, может у меня на кухне окно узкое и перспектива не видится так далеко :-)

Добавить комментарий