Нужна ли онлайн-касса для такси и что выдавать пассажиру при расчете за поездку
Обязанности по применению контрольно-кассовой техники распространяются на все большее количество сфер бизнеса. В числе самых потенциально активных пользователей ККТ — службы такси и частные перевозчики. Рассмотрим, в каких случаях обязаны применять онлайн-кассы для такси при расчете с пассажирами, и то, какими схемами применения ККТ они могут воспользоваться с выгодой.
Обязаны ли такси применять онлайн-кассы?
Обязанность по применению онлайн-кассы в такси зависит от того, в каком организационно-правовом статусе функционирует таксомоторная служба. Варианты здесь следующие:
- Услуги такси оказываются таксопарком, зарегистрированным как ИП или ООО и имеющим наемных работников по ТК РФ.
Таксопарк — как и любой хозяйствующий субъект, принимающий оплату за услуги от физлиц (в данном случае — пассажиров), обязан применять онлайн-кассу в силу общих требований по Закону № 54-ФЗ. Соответствующая обязанность конкретно для таксопарков — вне зависимости от их масштабов и официальных видов деятельности, действует с 1 июля 2019 года.
- Услуги оказываются таксопарком — ИП или ООО, подключенным к тому или иному агрегатору — например, Яндекс.Такси, и при этом заключающим трудовые либо гражданско-правовые договоры с водителями — обычными физлицами или ИП (как вариант, плательщиками НПД — «самозанятыми»).
Здесь то же самое: конечным субъектом, оказывающим услуги потребителю, считается таксопарк — и потому тот факт, что он применяет агрегатор, не снимает с него обязанностей по применению ККТ.
- Услуги оказываются самим водителем как ИП или в статусе обычного физлица (все более популярна регистрация таксистов в качестве самозанятых — плательщиков НПД, в регионах, где соответствующий налоговый режим уже действует).
Здесь в части использования онлайн-кассы у таксиста есть льготы. Если он «чистый» ИП без наемных работников, то в соответствии с Законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ он вправе не использовать контрольно-кассовую технику до 01.07.2021 года. Услуги такси здесь — не исключение. Если таксист — плательщик НПД, не зарегистрированный как ИП, то вправе вообще бессрочно не использовать онлайн-кассу (поскольку Законом № 54-ФЗ обязанность по применению ККТ обычными физлицами — которые не являются ИП, не предусмотрена).
Отметим, что если таксист заключил трудовой или гражданско-правовой договор с таксопарком, то с него, понятное дело, снимается обязанность по внедрению (содержанию) ККМ — но сохраняется обязанность по выдаче чеков с кассы, принадлежащей его работодателю. Здесь таксист будет «кассиром».
Если таксист (как ИП без сотрудников) сам оказывает услуги напрямую или пользуясь услугами агрегатора — с которым он заключает договор (по всем признакам соответствующий агентскому, а не трудовому), то уже может пользоваться своим правом на отсрочку — не применять ККМ до июля 2021 года. Но другой вопрос — стоит ли ему реализовывать такое право на практике? Многие пассажиры уже привыкли получать чеки после поездки. И их невыдача перевозчиком — пусть и на полностью законных основаниях, может привести к недопониманию со стороны потребителя услуг.
Видео — нужна ли онлайн-касса в такси, если водитель работает самостоятельно как ИП:
Конечно, если таксист — как таковой «самозанятый», то кассовый чек он не сможет выдать чисто по юридическим причинам: ККМ на обычных физлиц не оформляется (при этом «самозанятый» может послать пассажиру электронный чек, который оформляется в мобильном приложении «Мой налог»). Но если он ИП — то, возможно, ему имеет смысл задуматься об использовании кассового аппарата — некоторым пассажирам требуется документ для подтверждения расходов за поездку в такси.
Таким образом, практическая потребность в применении ККТ с точки зрения закона сейчас есть у таксопарков, имеющих наемных работников. Неважно, работают ли такие таксопарки автономно, или пользуются услугами агрегаторов с точки зрения наличия законных обязательств по использованию онлайн-кассы. Но с точки зрения настроений рынка лучше, если ККМ будет и у обычного таксиста ИП, которому закон разрешает обходиться и без нее (но при этом и не запрещает — как в случае с «самозанятостью»).
Механизмы практического внедрения инфраструктуры онлайн-касс для такси могут быть разными. Рассмотрим, какие в принципе есть варианты оснащения ККМ у таксомоторной службы: условимся, что у нее есть достаточно большое количество автомобилей.
Очень условно можно подразделить такие варианты на две основные категории:
- вариант, при котором реализуется принцип «одна машина — одна касса»;
- вариант «много машин — одна касса».
У каждого из них есть как преимущества, так и недостатки. Различные сценарии могут заметно различаться по цене (как в части единовременных расходов на внедрение кассовой инфраструктуры, так и в части периодических расходов на поддержание функционирования данной инфраструктуры).
Вариант использования ККМ в каждой машине такси
Данный вариант можно условно назвать «классическим»: он предполагает, что в каждом автомобиле будет размещаться отдельный кассовый аппарат и таксист будет «выбивать» на нем чеки для всех клиентов после приема оплаты за услуги.
Основные преимущества такого варианта:
- минимальная вероятность технических сбоев, препятствующих выдаче чека (он печатается в самой машине даже в отсутствие соединения с интернетом);
- основные расходы — в виде единовременного платежа на покупку онлайн-кассы (ориентировочно от 15 000 рублей на ККМ автономного типа вместе с фискальным накопителем, с функцией эквайринга — дороже).
Есть, конечно, и сопутствующие расходы — в виде:
- оплаты услуг ОФД (около 3000 рублей в год);
- расходов на замену фискального накопителя (при специальном режиме налогообложения используется устройство типа ФН 36, работающее 3 года — оно стоит примерно 10 000 рублей).
Главным недостатком, в свою очередь, будет необходимость несения соответствующих единовременных расходов (при этом, услуги ОФД, как правило, надо оплачивать сразу). Также, возможно, предстоит обратиться за помощью к специалистам по настройке онлайн-кассы (это может обойтись в несколько тысяч рублей), как и периодически нести расходы на ее техническое обслуживание.
Вариант использования одной общей онлайн-кассы для всех машин такси, принадлежащих одному таксопарку (организации или ИП)
Здесь возможны следующие сценарии внедрения инфраструктуры контрольно-кассовой техники:
- Сценарий, при котором онлайн-касса размещается в офисе таксомоторной службы — и к ней подключаются все машины, которые задействованы фирмой.
ККМ, размещенная на стороне бэк-офиса службы такси, интегрируется с мобильными приложениями — установленными на гаджетах, которые таксисты возят с собой. Водитель, получив оплату от пассажира, с помощью соответствующего приложения направляет на ККМ, что находится в бэк-офисе, «сигнал» о необходимости формирования кассового чека. Онлайн-касса формирует чек, а приложение потом отображает его на экране гаджета таксиста в виде QR-кода, который пассажир может считать своим смартфоном.
Примеры сервисов, позволяющих производить фискализацию по рассматриваемой схеме —
Как правило, современными поставщиками поддерживается довольно широкий спектр распространенных решений — линейки АТОЛ, Штрих-М, Эвотор и других ведущих брендов. Но лучше выяснить заранее о совместимости предпочтительных для службы такси ККМ и инфраструктуры для их интеграции с мобильным приложением для отображения QR-кода чека для пассажира.
Играет роль и то, насколько интегратор эффективен во взаимодействии с программным обеспечением, которое применяет служба такси для управления машинами и заказами (с учетом вероятного подключения и к агрегатору тоже). Но, опять же, современные поставщики, как правило, не усложняют бизнес клиентам и стараются предлагать универсальные, совместимые с большинством типов распространенных CRM-платформ, программы.
Отметим, что механизм применения онлайн-кассы по принципу «одна касса — много машин» — довольно новый, и был разрешен только в июле 2019 года (в ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ появились новые пункты п. 5.6 и 5.7 —
Главное преимущество сценария — низкие текущие расходы на инфраструктуру: подключение приложений водителей к 1 кассе обойдется примерно в 400-500 рублей в месяц. При этом, для небольших и средних служб такси, как правило, одной кассы бывает достаточно. Двух — почти всегда достаточно.
Главный недостаток схемы — в необходимости совершения единовременных расходов на покупку самой онлайн-кассы и фискального накопителя (как в сценарии «одна ККМ — одна машина»), а также в необходимости хозяйствующего субъекта самостоятельно поддерживать функционирование онлайн-касс.
- Сценарий, при котором онлайн-касса размещается в специальном дата-центре — у поставщика услуг по аренде ККТ, и к ней также подключаются все машины.
По существу, этот сценарий отличается от первого только одним: контрольно-кассовая техника размещается не на стороне хозяйствующего субъекта, а в специализированной организации. ККМ будет находиться в собственности дата-центра и браться службой такси в аренду (отметим, что фискальный накопитель покупается и оформляется в любом случае на арендатора по обычным для таких устройств расценкам). Это обуславливает более высокие ежемесячные расходы на интеграцию кассы и приложений: за счет аренды они могут быть выше на 1500 — 2000 рублей.
Вместе с тем, единовременные издержки будут ниже (надо оплачивать только фискальный накопитель). Расходов на поддержание касс в функциональном состоянии не будет: все на себя возьмет дата-центр.
Арендовать ККМ в рассматриваемых целях, как правило, позволяют те же поставщики интеграционных решений для первого сценария — например, тот же КОМТЕТ (
Какой же вариант из перечисленных выше лучше? Ответ на этот вопрос зависит от многих обстоятельств:
- стоимости кассы, покупаемой для схемы «одна машина — одна касса» либо схемы «много машин — одна касса» с размещением ККТ в офисе;
- фактических расходов на обслуживание ККМ своими силами — если используется вариант с размещением кассы в офисе (в сопоставлении с расходами на аренду касс, расположенных в дата-центре);
- тарификации услуг по интеграции в рамках схем «много машин — одна касса», нагрузки на ККМ по количеству машин (не исключено, что придется арендовать более одной кассы, чтобы инфраструктура выдержала весь поток фискальных данных в часы максимальной интенсивности заказов).
Подборка вариантов от различных сервисов, которые решают вопросы использования онлайн-кассы для такси:
Сервис | ССЫЛКА |
КОМТЕТ | |
ЕКАМ | |
LIFE PAY | |
E-COM Kassa | |
АТОЛ | |
Orange Data | |
Cloud Kassir | |
Такси Мастер | |
Pay Taxi |
В самом общем случае экономически целесообразнее видится именно вариант с несколькими машинами на одну кассу, которая размещена в офисе. Собственно, с тем и придумывал его законодатель в 2019 году — чтобы дать возможность пользователям ККМ сэкономить. Как правило, для целей фискализации услуг такси можно купить очень дешевую онлайн-кассу с простейшим функционалом (цены на такие устройства начинаются буквально с нескольких тысяч рублей) — и при небольшой нагрузке она будет вполне полноценно работать. Внешний вид устройства, скорость обработки чеков, скорее всего, будут второстепенны. Но, возможно, и нет — если, опять же, речь идет о высокой интенсивности потока запросов на фискализацию с разных гаджетов таксомоторной сети. Разумеется, нужно учитывать и совместимость ККМ с инфраструктурой интегратора — об этом мы сказали выше.
В любом случае, можно поэкспериментировать с самым бюджетным вариантом (таким видится схема «одна касса — много машин» с размещением ККМ в бэк-офисе), а потом при необходимости (например, если возрастет парк машин и нагрузка увеличится) вложиться в более технологичные схемы с арендой онлайн-кассы в дата-центре.
Подведем итоги: как таксистам не нарушать закон 54-ФЗ о применении ККТ
Онлайн-касса для такси обязательна для таксопарков, имеющих наемных работников или подрядчиков по гражданско-правовым договорам (включая «самозанятых»). Подключение к агрегатору типа Яндекс.Такси роли не играет: ККТ обязан задействовать, так или иначе, хозяйствующий субъект на конечном участке взаимодействия с пассажиром.
Частники в статусе ИП без наемных работников — в том числе заключившие договоры с агрегаторами, до 1 июля 2021 года ККМ могут не использовать. Но вправе и начать их применять — чтобы пассажиры были лояльнее. «Самозанятые» частники, не зарегистрированные как ИП, онлайн-кассы использовать не могут (даже если захотят).
Онлайн-кассу в такси можно использовать «директивно» — размещая в каждой машине отдельную ККМ. Но можно (и, это как правило, намного выгоднее) — интегрировать «фискальные» инструменты, размещенные по разным машинам, так, чтобы задействовалась одна общая касса. Она может быть размещена в бэк-офисе службы такси либо в дата-центре, у которого касса арендуется.
Где и как можно посмотреть информацию на товар по штрих-коду онлайн и почему это полезно делать.
Закон уже разрешает продажу лекарств онлайн, но при этом существуют некоторые нюансы, о которых надо знать.
Кто должен использовать в своей деятельности https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/obzor/egais-les.html ЕГАИС ЛЕС (учет древесины и сделок с ней).
Видео — как службам такси соответствовать 54-ФЗ с помощью сервиса Такси-Мастер:
Для успешного ведения бизнеса можно подобрать необходимое оборудование для