Применение ККТ в общественном транспорте и отсрочка штрафов

Применение ККТ в общественном транспорте и отсрочка штрафов

В соответствии с законом 54-ФЗ с 1 июля 2019 года должны применяться  онлайн-кассы в автобусах, маршрутках и другом общественном транспорте. При оплате проезда пассажиры должны получать кассовые чеки.  Закон предусматривает несколько способов выдачи фискальных документов, как и штрафы за неосуществление такой выдачи.

По штрафам для поставщиков транспортных услуг есть хорошие новости — которые, вместе с тем, им следует воспринимать с осторожностью (и, несмотря на преференции, продолжать работу над обеспечением выполнения требований Закона № 54-ФЗ в оперативные сроки).



 

Онлайн-кассы на транспорте: штрафов пока не будет (но расслабляться рано)

Транспортным компаниям, не успевшим с 1 июля 2019 года установить кассовый аппарат в маршрутке, автобусе или другом транспортном средстве, в какой-то степени можно вздохнуть с облегчением: президент подписал Закон от 03.07.2019 года № 171-ФЗ (ССЫЛКА), в соответствии с которым действие частей 2-4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (ССЫЛКА) приостанавливается до 1 июля 2020 года в отношении применения ККТ водителями и кондукторами при продаже билетов в салоне транспортного средства:

Статья 2

Приостановить до 1 июля 2020 года действие частей 2 — 4 и 6 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089; 2009, N 23, ст. 2776; N 29, ст. 3599; 2010, N 31, ст. 4208; 2016, N 27, ст. 4223) в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).

онлайн-кассы в автобусах

Таким образом, организации и ИП, которые оказывают услуги общественного транспорта, не могут быть оштрафованы до 1 июля 2020 года, если допустят:

  • отпуск билета (в салоне ТС) без выдачи кассового чека (неважно, однократный или многократный);
  • отпуск билета с выдачей чека, который сформирован на неисправной (не соответствующей установленным требованиям) онлайн-кассе;
  • неосуществление выдачи покупателю кассового чека в бумажном или электронном виде (по требованию покупателя).

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ:

С учетом сложной эпидемиологической обстановки в стране в связи с коронавирусом мораторий продлили до 1 октября 2020 года (см. 184-ФЗ от 23.06.2020), чтобы участники рынка успели спокойно перейти на онлайн-кассы, перестроить свои процессы и научиться работать с кассами.

Пока законопроектов, повторно продлевающих мораторий на штрафы, в Госдуме РФ нет. Поэтому уполномоченные лица могут начать штрафовать за неприменение онлайн-касс или их применение с нарушениями уже с 1 октября 2020 года.

Сейчас из-за коронавируса ФНС не проводит проверки до 1 января 2021 года.

Отметим, что аналогичные преференции — в части отмены штрафов до 1 июля 2020 года, установлены Законом № 171-ФЗ также в отношении поставщиков жилищно-коммунальных услуг (и услуг ресурсоснабжающих организаций).

Следует обратить внимание на то, что Законом № 171-ФЗ не приостановлено действие части 5 статьи 14.5 КоАП РФ. Там сказано, что хозяйствующий субъект может быть оштрафован (ИП или должностное лицо — на сумму до 3000 рублей, юрлицо — на сумму до 10 000 рублей) за непредоставление в ФНС тех или иных документов и сведений, связанных с использованием ККТ, по запросу налоговиков. Такое предоставление предусмотрено статьей 5 Закона № 54-ФЗ.

Что это означает на практике, законодатель пока не конкретизирует. С учетом данной «расплывчатой» формулировки, как и, безусловно, с учетом того факта, что отсрочка по штрафам — не такая уж и длительная, владельцам ТС, несмотря на послабления, следует как можно быстрее обзавестись онлайн-кассами. Затем — обеспечить их применение в соответствии с законодательством.



 

Рассмотрим, каким образом это нужно делать — если следовать предписаниям закона напрямую (и учитывать при этом мнение регулирующих органов).

Применение ККТ в общественном транспорте: как сказано в законе?

Применение онлайн-касс на транспортных средствах, фактически, может быть осуществлено в двух режимах:

  1. Обычном — на основании положений пунктов 2, 3, 5.7 и 5.8 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 (ССЫЛКА) поставщик транспортных услуг обязан выдать (передать) пассажиру кассовый чек:

  • на бумажном носителе — во всех случаях;
  • в электронном виде (на телефон в виде SMS или на e-mail) — если пассажир попросит (но при этом предоставит контакты по своей инициативе до момента расчетов).

введение онлайн-кассы на транспорте

Если онлайн-касса применяется на территории отдаленных от сетей связи местностей, то электронный чек пассажиру не передается.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1.2, в целях выполнения обязанности, отраженной в пункте 2, поставщик транспортных услуг вправе направить пассажиру на телефон или e-mail (при наличии технической возможности для отправки электронного сообщения), которые предоставлены пассажиром до расчета, сведения в электронном виде, позволяющие бесплатно идентифицировать кассовый чек с помощью специальных ресурсов в интернете. А именно — регистрационный номер онлайн-кассы, сумма, дата и время совершения расчета, фискальный признак чека.

В соответствии с пунктом 5.7 статьи 1.2, поставщик транспортных услуг вправе применить ряд иных способов передачи чека пассажиру — альтернативных тем, что разъяснены в пунктах 2 и 3 статьи 1.2.

А именно:

  • направить пассажиру в момент расчета на телефон или e-mail (предоставленные до расчета) сведения, позволяющие идентифицировать чек (те же, что перечислены выше), а также сведения об адресе сайта, где можно на основании данных сведений бесплатно загрузить кассовый чек;
  • дать пассажиру возможность считать QR-код чека с мобильного гаджета или иного устройства.

В соответствии с пунктом 5.8 статьи 1.2 поставщик транспортных услуг может включить QR-код (или указанные выше сведения для идентификации чека) в состав типового бланка, выдаваемого в подтверждение покупки билета (или бланк самого билета) — если такой бланк утвержден тем или иным федеральным нормативным актом (составляется в соответствии с требованиями федерального нормативного акта).

 
 

Так, во многих российских городах распространено использование автобусных билетов по формам, предложенным Минфином в письме от  23.10.1996 N 16-00-30-58 — ССЫЛКА (на практике они применяются также с учетом требований постановления Правительства России от 14.02.2009 № 112 — ССЫЛКА). По логике федерального закона, в состав таких бланков и должен включаться QR-код для чека.

  1. Специальном — на основании положений пункта 5.9 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ.

5.9. При осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет», кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

кассовый аппарат в маршрутке

Специальный режим применяется поставщиками транспортных услуг, если не выполнимы те или иные условия в рамках обычного режима. Нормы пункта 5.9 касаются только тех расчетов, которые производятся водителями или кондукторами в салонах ТС при продаже билетов: поставщики, не связанные с транспортными услугами, не вправе применять порядок, установленный данным пунктом.

Данный порядок предполагает, что при осуществлении расчетов между поставщиком транспортных услуг и пассажиром первый предоставляет второму любой документ (необязательно составленный на унифицированном бланке), на котором должны быть отражены сведения для идентификации кассового чека через Интернет. При этом, сам кассовый чек должен быть сформирован в день расчетов (на практике — можно в конце рабочего дня, о чем также говорится в письме Минфина России №03-01-15/100670 от 23.12.2019).

ФНС России в письме от 25.06.2019 № ММВ-17-20/165 (ССЫЛКА) подтверждает правомерность данного специального механизма передачи чеков.

Резюме

Итак, с 1 июля 2019 года транспортные организации обязаны выдавать пассажирам при покупке билетов чеки, сформированные на онлайн-кассах. Положениями статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ предусмотрено сразу несколько способов выдачи фискальных документов потребителям транспортных услуг. Их нарушение попадает под штрафы в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ — но до 1 июля 2020 года эти штрафы не применимы в отношении поставщиков транспортных услуг, отпускающих билеты в автобусах, маршрутках и салонах других средств общественного транспорта.

кассовый аппарат в общественном транспорте

Очевидно, что самый простой вариант выполнения требований Закона № 54-ФЗ для поставщика транспортных услуг — обзавестись «нормальной» онлайн-кассой и выдавать пассажирам «нормальные» кассовые чеки непосредственно при отпуске билета. Включать QR-коды в унифицированные бланки, вероятнее всего, будет довольно сложно технически. Гораздо проще обойтись обычными кассовыми чеками.

В свою очередь, на покупку «нормальных» онлайн-касс власти дали поставщикам транспортных услуг время (отсрочку на штрафы до 1 июля 2020 года) — и его должно хватить на оснащение водителей и кондукторов необходимыми техническими средствами (как и на обучение сотрудников транспортных компаний порядку применения онлайн-касс).

Где и как можно напечатать ценники онлайн бесплатно, можно ли при этом сохранять шаблоны.

Сдача налоговой отчетности в электронном виде экономит время и ресурсы предпринимателей.

Электронный документооборот между организациями — https://onlain-kassy.ru/edo/elektronnyj-dokumentooborot.html, его плюсы и минусы.

Похожие статьи

Для успешного ведения бизнеса можно подобрать необходимое оборудование для САЛОНОВ КРАСОТЫ, КЛИНИНГА, ОБЩЕПИТА, АВТОСЕРВИСА и других направлений предпринимательской деятельности.





Поделиться:
1 комментарий
Геннадий 10 июля 2019

Заходят в маршрутку 20 человек, все подают водителю электронную почту на которую надо отправить чек, думаю , что пешком дойти будет быстрее..... те , кто это придумывал в автобусах и маршрутках не ездили !!!

Добавить комментарий