Обязательная маркировка шин и покрышек
Шины и покрышки включены в перечень изделий, подлежащих обязательной маркировке. До запрета оборота таких изделий без марок еще довольно долго — но уже сейчас участники рынка обязаны вести учет операций с шинами в системе мониторинга товаров, защищенных от контрафакта.
В чем суть маркировки шин и покрышек
Маркировка — это процедура идентификации товара специальным кодом (в российском варианте — кодом Data Matrix), по которому то или иное заинтересованное лицо (например, конечный потребитель товара) может — пользуясь ресурсами специальной системы мониторинга движения маркируемых товаров, удостовериться в том, что:
- товар прошел полный путь от завода до прилавка в неизменном виде;
- товар произведен на «своем» заводе — и не является контрафактным.
В случае с шинами марки Data Matrix могут прикрепляться к изделию в районе обода
или прямо на протектор.
Пока никаких регламентов на этот счет не издано — но они могут появиться, и нужно следить за нормативной базой.
В системе мониторинга предполагается отражение всех основных хозяйственных операций с товаром — приемки, передачи на хранение, реализации, возвратов от покупателей. Можно отметить, что сам код марки в формате Data Matrix – очень емкий и позволяет включить много полезной информации, не считая тех идентификаторов, которые нужны для как такового отслеживания «оригинальности» товара. Например, в код могут включаться сведения:
- о стране происхождения шины, если она импортная;
- о заводе-производителе или об импортере;
- о применении шин в различных ситуациях;
- о сроках эксплуатации товара.
Для справки: кроме марок, «наклеиваемых» непосредственно на товары, что выкладываются на прилавок, существуют также специальные марки для упаковок — в которых товары транспортируются до того, как прибудут на точку продаж. Упаковочные марки «зашифрованы» с применением более простых линейных кодов GS1 128. Они также учитываются в системе мониторинга.
Правда, в случае с шинами применение упаковок с кодами GS1 128 – крайне редкое явление в силу того, что такие изделия обычно перевозятся вне тары. Тем не менее, в теории применение упаковочных марок в рассматриваемом сегменте маркировки возможно.
Таким образом, маркировка — это инструмент обеспечения присутствия на прилавках только оригинальных товаров. Поставщикам контрафакта «вклиниться» в маршрут движения изделия между оригинальным заводом и прилавком крайне сложно — поскольку этот маршрут «защищен» различными технологичными механизмами от внешних воздействий (главный из них — механизм применения квалифицированной ЭЦП всеми участниками оборота маркируемой продукции).
До 2024 года российские власти хотят сделать маркировку обязательной для всех основных товарных групп. Но пока инфраструктура мониторинга движения товаров, защищенных от контрафакта, работает по ограниченному спектру изделий. Полноценно — только по шубам, табаку и лекарствам.
С 2019 года начался эксперимент по маркировке шин и покрышек. На подходе — развертывание полноценной инфраструктуры учета движения данного типа товара.
Видео — мнение представителя одной из компании о маркировке шин и покрышек:
Сроки маркировки шин и покрышек
В соответствии с самым свежим нормативным актом по маркировке шин и покрышек — постановлением Правительства России от 31.12.2019 № 1958 (ССЫЛКА), участники рынка в сегменте оборота соответствующего вида продукции обязаны:
- С 1 ноября 2020 года — отражать в системе мониторинга базовые сведения об операциях с шинами.
Что касается розничных магазинов, реализующих шины, то им надо будет фиксировать в системе:
- ввод шин в розничную продажу;
- вывод продукции из оборота после отпуска конечному потребителю.
- С 1 марта 2021 года — отражать в системе мониторинга расширенный спектр операций по шинам.
По сути — всех возможных операций. Никакая розничная операция вне системы маркировки не будет признана законной.
Продавать немаркированные шины без ограничений можно до 15 декабря 2020 года. При этом нужно успеть промаркировать остатки:
- до 3 марта 2021 года — по товарам, которые были приняты до 1 ноября 2020 года и не были проданы до 15 декабря 2020 года;
- до 15 декабря 2020 года — по товарам, импортированным в Россию после 1 ноября 2020 года.
Практические действия по маркировке шин и покрышек (нанесении на них специальных марок) в общем случае осуществляют производители и импортеры. Но, вместе с тем, то же самое могут быть управомочены делать и розничные продавцы — как раз в рамках процедуры маркировки остатков, а также:
- при приеме товара от физлиц на комиссию;
- при утрате либо повреждении кода марки (в том числе при возврате товара);
- при возврате товара с целым кодом (марку в этом случае необходимо заменить на новую).
Полноценную регистрацию в системе мониторинга шин и покрышек участники рынка могут осуществлять с 10 января 2020 года. После ее прохождения можно производить действия по маркировке шин — в тех или иных случаях.
В общем случае требуется:
- оформить аккаунт в Личном кабинете хозяйствующего субъекта в системе (на сайте ЧестныйЗнак.РФ);
- осуществить регистрацию товаров;
- произвести заказ — при необходимости, кодов маркировки.
Если предприятие уже участвовало в эксперименте (в соответствии с более ранним постановлением Правительства России от 11.06.2019 № 753 —
Какие шины придется маркировать
Единственный критерий, по которому хозяйствующий субъект определяет, какие шины маркировать, а какие не нужно — наличие или отсутствие кода по ОКПД2 либо по ТН ВЭД ЕАЭС по соответствующему товару в перечне, закрепленном в постановлении № 1958. Данный перечень включает коды:
- ОКПД2 22.11.11, ТН ВЭД ЕАЭС 4011 10 000 3, 4011 10 000 9 (это пневматические шины для легковых автомобилей)
- ОКПД2 22.11.12.110, ТН ВЭД ЕАЭС 4011 40 000 0 (это пневматические шины для мотоциклов);
- ОКПД2 22.11.13.110, ТН ВЭД ЕАЭС 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 80 000 0 (это пневматические шины для автобусов и грузовиков);
- ОКПД2 22.11.14, ТН ВЭД ЕАЭС 4011 70 000 0 (это пневматические шины для машин сельскохозяйственного назначения);
- ОКПД2 22.11.15.120, ТН ВЭД ЕАЭС 4011 90 000 0 (прочие шины — в том числе резиновые сплошные и полупневматические).
Очевидно, что охват товарных групп в соответствии с указанными кодами — очень широкий. Можно сказать, что почти все востребованные типы шин попадают под маркировку. При этом, не маркируются шины, которые (п. 3 Правил, утвержденных постановлением № 1958):
- Используются в правоотношениях, перечисленных в п. 3 Правил маркировки по постановлению Правительства России от 26.04.2019 № 515.
- Перевозятся по территории России до момента их ввода в оборот.
Так или иначе, на исключения лучше не надеяться — и готовиться отражать операции в системе маркировки по всем типам шин и покрышек.
Как начать работать с системой маркировки розничному продавцу
Если условиться, что пользователь системы маркировки — розничный магазин, то ему для начала пользования инфраструктурой маркировки шин и покрышек нужно:
- Приобрести (или удостовериться в наличии) квалифицированную КЭП на руководителя торгового предприятия.
Подойдет любая, удовлетворяющая данному критерию — как вариант, выпущенная для отправки налоговой отчетности в электронном виде. С помощью ЭЦП руководителя производится регистрация хозяйствующего субъекта в системе «Честный Знак».
- Приобрести или доработать систему ЭДО для работы с универсальными передаточными документами — которыми обмениваются участники рынка на стадии движения товара от завода к розничной точке.
Каждый УПД содержит перечень идентификаторов по маркам, «приклеенным» к поступившему товару. Принимая УПД, получатель товара тут же сверяет этот перечень с фактическими марками на принимаемых изделиях. Если будут расхождения — поставщик информируется об этом, осуществляется возврат «подозрительных» товарных единиц.
Отметим, что многие современные системы ЭДО, предназначенные для обработки УПД, также адаптированы к заказу марок в системе «Честный Знак» через встроенные интерфейсы.
Примеры сервисов, оказывающие помощь и комплексные услуги при продаже маркированных товаров можно посмотреть
- Купить двумерные 2D-сканеры кодов Data Matrix (и GS1, но они, как правило, почти всегда поддерживаются на большинстве современных сканеров) – как минимум, по одному:
- на приемку;
- на кассу.
- Удостовериться в том, что имеющаяся онлайн-касса приспособлена к обмену данными с системой маркировки, а также совместима с 2D-сканером, купленным для отражения операции отпуска товара.
Именно через онлайн-кассу в систему «Честный Знак» передается «сигнал» о том, что товар выведен из оборота (реализован). Проверить настройки онлайн-кассы (и, что важно, актуальность ее прошивки) лучше всего через человека, представляющего фирму-производителя или дистрибьютора онлайн-кассы — у которого она была куплена.
Одновременно надо удостовериться в том, что ОФД — с которым подписан договор на обработку фискальных данных по кассе, обеспечивает информационный обмен с «Честным Знаком». Маловероятно, что это не так — но при необходимости может потребоваться подкорректировать сам договор.
- Произвести регистрацию хозяйствующего субъекта в системе маркировки — с использованием интерфейсов сайта «Честный Знак».
В этих целях можно использовать инструкцию от разработчиков системы мониторинга — составленную специально для участников рынка шин и покрышек —
Как осуществляется розничная продажа маркируемых шин и покрышек
Непосредственно процедура отпуска маркированных шин и покрышек конечному потребителю осуществляется так:
- Кассир считывает 2D-сканером, подключенным к онлайн-кассе, коды Data Matrix с каждой шины.
- Сведения по марке включаются в кассовый чек — и затем отправляются онлайн-кассой (с использованием ресурсов ОФД) в систему «Честный Знак».
- Покупателю выдается чек с идентификаторами по прикрепленной к товару марке.
Существует ряд нюансов, характеризующих пользование платформой «Честный знак» торговым предприятием, что реализует шины.
[adsp-pro-9]
Если продавец самостоятельно осуществляет маркировку, то ему нужно:
- Направить через ЛК «Честный Знак» заявку на выпуск кодов.
- Принять файл с кодами, распечатать его на принтере этикеток.
- В течение 90 дней приклеить коды к шинам.
- Ввести промаркированные шины в оборот.
Отметим, что есть много полезных материалов от разработчиков системы «Честный Знак» по вопросам практического пользования системой маркировки (не считая инструкции, о которой мы сказали выше). В их числе — специальные рекомендации для участников эксперимента по маркировке шин —
В любой момент можно задать нужный вопрос службе поддержки системы «Честный Знак», воспользоваться базой данных вопросов и ответов (
Резюме
Маркировка шин и покрышек станет обязательной — в части учета в системе маркировки всех операций в рамках оборота данного вида продукции, с 1 марта 2021 года. До того участники рынка должны начать использовать платформу «Честный Знак» на практике — в том числе задействуя ее в целях самостоятельной выписки марок. Розничный продавец производит такую процедуру для маркировки остатков и в целях перемаркировки товаров с поврежденными кодами.
В какие сроки вводится обязательная маркировка парфюмерии и какие нюансы она имеет.
Как работает Wi-Fi-радар и каким образом могут использоваться полученные сведения для рекламы товаров и услуг.
Что такое Big Data https://onlain-kassy.ru/big-data/chto-eto-takoe.html и как может использоваться в бизнесе.
Видео — тестирование наклейки марок на шины:
Для успешного ведения бизнеса можно подобрать необходимое оборудование для