Использование систем ЭДО для продажи маркированных товаров

Использование систем ЭДО для продажи маркированных товаров

Все больше торговых предприятий входит в число тех, кто обязан подключаться к информационной системе (ИС) мониторинга маркированных товаров. На практике такое подключение может быть произведено с использованием инфраструктуры ЭДО — ознакомимся со спецификой ее применения в данном контексте подробнее.

 
 



 

Как связаны ИС для маркировки и электронный документооборот?

Сразу стоит оговориться — информационных систем мониторинга маркированных товаров несколько. Есть ИС «Маркировка» для лекарственных средств и меховых изделий — она курируется ФНС (но постепенно правомочия налоговиков переходят в руки компании ЦРПТ — владельца бренда «Честный Знак», который будет, скорее всего, служить также наименованием новой информационной системы). Есть действующие инфраструктуры ЦРПТ для маркировки табака (вскоре — будут приспособлены для обуви и еще для нескольких десятков разновидностей потребительских изделий).

Вне зависимости от названия и юридической принадлежности, ИС маркированных товаров представляет собой соответствующий установленным законом требованиям программно-аппаратный комплекс, который предназначен для учета товарных марок — идентификаторов подлинности различных видов продукции, производимых в России либо импортируемых из других стран.

Сейчас в обязательном порядке маркируются меховые изделия и фармацевтические препараты. Процессы внедрения обязательной маркировки уже запущены на законодательном уровне на рынке табака, на подходе — как мы уже отметили выше, говоря об ИС «Честный Знак» — обувных изделий. Ожидается, что к 2024 году маркироваться будет большинство потребительских товаров.

этапы внедрения маркировки товаров

Основные пользователи ИС мониторинга маркированных товаров — это производители (импортеры), оптовики и розничные точки.  Предполагается также, что и конечный потребитель товара — физическое лицо, купившее его на прилавке, сможет получать доступ к некоторым важным данным, что отражены в информационной системе (совокупности этих данных будет достаточно, чтобы, к примеру, установить факт подлинности товара).

Каждый из активных участников системы (потребителя мы все же отнесем к числу пассивных пользователей — поскольку от своего лица он не вправе передавать в ИС какие-либо данные) выполняет в процессе пользования ИС свою роль в соответствии с нормативными актами, регулирующими учет маркированных товаров. Но, так или иначе, их общая задача заключается в обеспечении полного информирования ЦРПТ — как подотчетной государству структуры, производящей мониторинг маркированной продукции, о движении товара — от завода (границы) к прилавку (конечному потребителю). Главным идентификатором товара выступает, таким образом, прикрепленная к нему (его упаковке) установленным способом марка. По ней и осуществляется мониторинг движения на цепочке от поставщика до потребителя.

Типичная схема мониторинга движения товара в очень упрощенном виде выглядит так. Сначала производитель (импортер), имеющий аккаунт в ИС мониторинга маркировки, печатает марки, прикрепляет их на товары (упаковки) и выписывает на них универсальный передаточный документ, который передается оптовику — через ту же самую ИС, на его аккаунт. Оптовик подтверждает получение товара через Личный Кабинет в ИС и далее «распределяет» его по розничным точкам. Каждой из них (все они должны также иметь аккаунт в ИС), аналогично, через информационную систему направляется УПД. Продавцы проводят проверку соответствия марок, прикрепленных к ним, данным по УПД и подтверждают через ИС прием товаров от оптовика. Затем продавец выпускает товары, прошедшие проверку, на прилавок — сделав отметку об этом в Личном Кабинете в ИС. Если товар проверку не прошел, то он в общем случае подлежит возврату поставщику. Выставлять его в открытую продажу нельзя.

Видео — электронный документооборот при продаже маркированных товаров:

Каждый из указанных участников цепочки движения товаров — производитель (импортер), оптовик и розничный продавец, используют для совершения операций в ИС квалифицированную электронную подпись. Это практически исключает возможность вклинивания в данную цепочку поставщика контрафактного товара. Даже если этот поставщик «шпионски» скопирует марки, прикрепленные к товарам, то не сможет их «активировать» в целях подтверждения вывода товара в розницу — так как не будет иметь квалифицированной ЭЦП легального продавца.

Рассмотренные выше операции поставщиков и продавцов в ИС мониторинга маркировки, в принципе, могут быть полностью осуществлены только лишь средствами самой информационной системы. Однако, при большой номенклатуре товаров это будет не слишком продуктивно, поскольку займет много времени. В таких случаях более эффективна интеграция рассматриваемой ИС и товароучетной платформы хозяйствующего субъекта. Либо — и иногда это более оправдано, платформы для обеспечения электронного документооборота.

Универсальный передаточный документ, который сопровождает движение товаров по цепочке от поставщика до прилавка, в общем случае не выводится за пределы ИС мониторинга маркировки — в этом просто нет необходимости. Однако, хозяйствующий субъект при большом объеме поставок может инициировать ведение учета различных УПД от разных поставщиков. В этих целях может быть произведена интеграция ИС и системы ЭДО, используемой предприятием.

 
 

На практике указанные процедуры — автоматизация операций (по подтверждению приема или передачи товаров, сверке марок и данных по УПД) в ИС мониторинга маркировки, а также ведение учета УПД (как вариант, с классификацией статуса их обработки), могут быть проведены в рамках единой инфраструктуры при наличии на то технических условий. То есть — если производится интеграция в «режиме одного окна»:

  • ИС;
  • товароучетной платформы;
  • системы ЭДО.

В среде российских разработчиков товаручетного ПО и программных решений для ЭДО пока что не выработано единых принципов такой интеграции (хотя уже сейчас на рынок выведено довольно много предложений успешной реализации подобной интеграции). Более того, нельзя пока что говорить о том, что рынок соответствующих решений по интеграции даже начинает складываться — просто потому, что еще не так много товаров подлежит обязательной маркировке. Несмотря на общность ключевых процедур мониторинга таких товаров, различия между ними в силу потребительских характеристик и назначения конкретного товара могут различаться — как и принципы их мониторинга. Но если говорить о распространенных концепциях, на основании которых указанная платформа «одного окна» (или близкая к ней по функционалу) может выстраиваться, то среди них можно выделить:

  1. Концепцию автономизации функций, при которой:
  • задействуется специализированное программное решение для ЭДО, которое интегрировано с ИС мониторинга маркировки;
  • при необходимости — подключается внешняя товароучетная платформа.

То есть, вне контекста информационного обмена с ИС оба компонента — автономны друг от друга (хотя и могут быть разработаны одним брендом и, как следствие, легко интегрированы — в том числе и на уровне пользовательских интерфейсов).

  1. Модульную концепцию, предполагающую:
  • выделение базового модуля — «ядра» (например, это может быть многофункциональная товароучетная платформа, предназначенная в том числе и для бухгалтерского учета);
  • прикрепление к базовому модулю различных дополнительных программных средств — необходимых для решения определенного круга задач (в рассматриваемом случае это может быть модуль интеграции с ИС мониторинга маркировки).

При необходимости связка платформы и модуля для интеграции с ИС может быть, в свою очередь, объединена со специализированными решениями для ЭДО — и в этом случае платформа становится «гибридной», приспособленной к решению широкого круга задач как в области учета товаров, так и в направлении электронного документооборота.

  1. Мультипликативную концепцию, в рамках которой в различных совместимых (это ключевое) сочетаниях могут быть задействованы:
  • специализированная программа для документооборота, дополненная функционалом для интеграции с ИС мониторинга маркировки;
  • специализированная программа для ЭДО без интеграции с ИС;
  • товароучетная платформа, интегрированная с ИС;
  • товароучетная платформа без интеграции с ИС.

Предполагается при этом, что в связке программы ЭДО и ИС хотя бы одно решение, безусловно, будет интегрировано с ИС.

Несмотря на то, что, как мы уже отметили выше, на рынке еще не сложилось устойчивых трендов по предпочтениям разработчиков развивать ту или иную концепцию — ведущие поставщики уже предлагают работающие решения, в которых рассматриваемая интеграция в рабочем порядке реализована. Ознакомимся с примерами таких решений подробнее.

Какие варианты интеграции системы ЭДО и ИС маркировки можно использовать?

«Автономизированная» концепция интеграции предприятия с ИС «Маркировка» может быть осуществлена с использованием популярных облачных платформ для ЭДО — в которых интеграция с ИС по умолчанию реализована на стороне поставщика.

В числе таких платформ — ЭДО Диадок, ЭДО.Поток (от оператора фискальных данных OFD.Ru). Все они могут быть интегрированы при необходимости с внешними товароучетными модулями, в которых регистрируются операции с промаркированной продукцией. В случае с продуктом Диадок это может быть как брендированный модуль Контур.Маркет или внешнее решение — например, продукт из линейки 1С.

Типичный пример модульной интеграции функционала ЭДО и инфраструктуры для информационного обмена хозяйствующего субъекта с ИС мониторинга маркировки — дополнение программ платформы 1С (изначально, в основном, в тех модификациях, что были приспособлены для розницы, а позже — производственных и остальных) модулем «Маркировка» (данный модуль может быть классифицирован по номенклатуре разработчика как «рабочее место»). Впервые такое дополнение было осуществлено летом 2016 года — в самом начале экспериментального внедрения инфраструктуры маркировки в России.



 

Первый модуль «Маркировка» был предназначен, таким образом, для обеспечения передачи данных в ИС маркированных меховых изделий. Он позволял производить все предусмотренные нормативными актами, регулирующими эксперимент, операции по маркам — КИЗ, а также с сопроводительной документацией по товарам (процедуры их движения от поставщика к прилавку были, в целом, те же самые, что предусмотрены действующим законодательством о маркировке).

В дальнейшем функционал модуля «Маркировка» совершенствовался. Платформа 1С приспосабливалась к учету движения иных товаров, подлежащих обязательной маркировке — лекарств, табачных изделий, обуви. Сейчас интеграция с ИС маркированных товаров уже полноценно реализована в таких продуктах как:

  • 1С:ERP Управление предприятием 2;
  • 1С:Комплексная автоматизация (редакция 2);
  • 1С:Управление торговлей (редакция 11).

Ожидается, что в ближайшее время необходимыми модулями будут оснащены прочие популярные решения линейки 1С — такие как 1С:Розница, 1С:Управление производственным предприятием, 1С:Бухгалтерия предприятия (подробнее с фактическим графиком обновлений можно ознакомиться ЗДЕСЬ. При этом, внесения какой-либо отдельной доплаты за модули маркировки не предполагается — и это несомненное преимущество платформы 1С.

При необходимости продукт 1С — дополненный модулем для обмена сообщениями с ИС мониторинга маркировки, можно (при условии совместимости) дополнить функционалом 1С-ЭДО, который разработан специально для решения типичных задач, что характерны для документооборота на современном предприятии. Данный функционал в общем случае предоставляется предприятию на коммерческой основе. Но в отдельных случаях — и без дополнительной платы.

К слову, рассмотренный выше продукт Контур.Маркет сам по себе может быть интегрирован с ИС и по модульному принципу. В этих целях его пользователю необходимо заказать доступ в рамках данного облачного решения к модулю «Маркировка». Доплата за него составит порядка 1800 — 2400 рублей в год (зависит от региона) — ССЫЛКА.

Таким образом, как таковой функционал ЭДО — в контексте подключения к интерфейсам ИС «Маркировка», может быть:

  1. Основным для продукта, интегрированного с ИС «Маркировка» (как в случае с Контур.Диадок).
  1. Реализован в модуле, подключаемом к товароучетной платформе, которая интегрирована с ИС (как в случае с платформой 1С или Контур.Маркет).
  1. Представлен в «гибридном» — наиболее функциональном с точки зрения возможностей ЭДО, варианте — когда основной продукт для ЭДО и товароучетная платформа, являясь независимыми друг от друга решениями, интегрируются друг с другом.

Например — когда осуществляется интеграция Контур.Маркет и Контур.Диадок или когда продукт линейки 1С интегрируется с расширением 1С-ЭДО. И это один из вариантов мультипликативной концепции — при которой указанные решения могут в зависимости от задач предприятия сочетаться различным образом (при условии их совместимости).

Каждое предприятие, таким образом, само решает — какой из указанных вариантов ему предпочтительней с точки зрения величины расходов на внедрение необходимых программных инструментов. Для небольшого предприятия с малой номенклатурой товаров (и небольшим количеством поставщиков) потребности будут одни, для крупной торговой сети — совсем другие. Кроме того, общие расходы на внедрение инфраструктуры могут быть прямо пропорциональны реальной эффективности информационного обмена с ИС. Поэтому, искать однозначно экономный вариант — не лучшая перспектива для бизнеса даже самых скромных масштабов.

Резюме

Производитель или продавец маркированных товаров обязан передавать в ИС мониторинга маркировки сообщения о совершении различных операций с ними — приеме, передаче контрагенту, выпуске на прилавок. В этих целях могут быть задействованы товароучетные платформы, интегрированные с ИС либо программные решения для ЭДО — также подключенные в установленном порядке к информационной системе. Возможна интеграция и тех и других в общую инфраструктуру — в зависимости от того, в какой степени предприятие испытывает потребность конкретно в товароучетном функционале или же в инструментарии для электронного документооборота.

Теоретически возможно пользование ресурсами ИС и без интеграции с товароучетной платформой и системой ЭДО. Но на практике это, скорее всего, будет очень сильно затруднено по причине необходимости проведения большого объема «ручной» работы. Автоматизация здесь — крайне важна с точки зрения минимизации влияния обязательств предприятия по информационному обмену с ИС на реальные бизнес-процессы.

Подойдет ли онлайн-касса для БСО и какие нюансы при этом имеются.

Смотрите в этой статье обзор системы учета древесины и сделок с ней.

Как происходит регистрация ККТ https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/kak/zaregistrirovat-kkt-v-nalogovoj.html в налоговой службе через интернет.

Видео — зачем в маркировке нужны онлайн-кассы и ЭДО: 0.28

Похожие статьи

Для успешного ведения бизнеса можно подобрать необходимое оборудование для САЛОНОВ КРАСОТЫ, КЛИНИНГА, ОБЩЕПИТА, АВТОСЕРВИСА и других направлений предпринимательской деятельности.





Поделиться:
Добавить комментарий