Кто может применять БСО вместо кассовых чеков и в каком виде
Один из традиционных кассовых документов, используемых российскими торговыми и сервисными предприятиями — бланк строгой отчетности. В чем заключается специфика его применения с учетом изменений в законодательстве о ККТ? Как соотносятся БСО и кассовый чек, и в каких случаях может стоять вопрос по выбору одного из этих документов при приеме оплаты за товары и услуги?
Что такое бланк строгой отчетности (БСО) и зачем он нужен
Термин «бланк строгой отчетности» — довольно специфичный. Дело в том, что он может принимать сразу несколько значений, причем, очень несхожих по существу. Так, есть бухгалтерская интерпретация понятия БСО — как первичного документа, которым подтверждаются те или иные расходы, осуществленные за счет денежных средств, выданных кому-либо под отчет. А есть интерпретация БСО, основанная на положениях законодательства о контрольно-кассовой технике — о ней и пойдет речь.
Главный нормативный акт, регулирующий применение ККТ — это Закон № 54-ФЗ. Принятый изначально более 15 лет назад — в 2003-м году, он с течением времени претерпевал значительные изменения. Однако, наиболее радикальными можно назвать те, которые были введены в действие в 2016-2017 годах (в то время как предшествующие по существу мало что меняли). Как следствие, можно условно выделить два основных периода действия Закона № 54-ФЗ:
- до принятия «радикальных» изменений;
- с момента принятия таких изменений (можно условиться назвать данный период «реформой» законодательства о ККТ).
Сущность «реформы» заключается во введении в оборот принципиально нового типа контрольно-кассовой техники — приспособленной:
- к передаче данных о платежах, совершаемых на кассе, в ФНС через интернет;
- в формировании электронных кассовых чеков (наряду с бумажными), которые продавцу (или поставщику услуг) необходимо отправлять на e-mail или на телефон покупателям по их запросу.
Новый тип ККМ получил неофициальное (но уже повсеместно используемое даже органами власти) название — «онлайн-касса». В 2019-м году ожидается практически повсеместное внедрение таких касс в российской рознице и сфере услуг. Соответственно, «радикальные» нормы Закона № 54-ФЗ вступят в полную силу. Но пока формально идет «переходный» период, начавшийся в начале 2017 года. Тогда обязательства по использованию ККМ нового образца были возложены на крупнейшие торговые предприятия. Позднее — распространились и на средние и малые (в том числе и на специальных режимах налогообложения). Сейчас онлайн-кассы должны использовать все те бизнесы, которые:
- не перечислены в статье 2 Закона № 54-ФЗ как освобожденные от применения ККТ;
- не поименованы в еще действующем Законе № 290-ФЗ (который издан в дополнение к Закону № 54-ФЗ как раз в переходный период) как освобожденные от применения ККТ до 1 июля 2019 года.
В свою очередь, с 1 июля 2019 года не использовать ККТ смогут только те бизнесы, которые имеют преференции, установленные строго положениями статьи 2 Закона № 54-ФЗ (
О сроках реформы (правомерно уже говорить о ее завершающих этапах) и о возможных «задумках» законодателя мы обстоятельно поговорим чуть позже. А пока — попробуем понять, что вышеописанное значит с точки зрения использования БСО (и перспектив их использования).
Значит оно очень многое. Дело в том, что отмеченная «радикализация» новых норм по Закону № 54-ФЗ напрямую повлияла на порядок использования бланков строгой отчетности (как и изменила их официальное определение — на которое нужно ориентироваться).
В соответствии с «дореформенными» нормами Закона № 54-ФЗ — то есть, действовавшего в редакции от 08.03.2015 года (и более ранних) бланком строгой отчетности считался документ, в установленном порядке заменяющий кассовый чек. Использовать БСО вместо чека могли хозяйствующие субъекты — ИП и организации, которые оказывали услуги населению.
В случае, если ИП или юридическое лицо продавали товары или услуги, работая при этом на ЕНВД или на ПСН, то вместо кассового чека они могли, по аналогии с БСО, использовать другой документ — товарный чек (который при этом также мог называться «квитанцией» или иным способом — главное, чтобы он соответствовал определению «документа, подтверждающего прием оплаты» за проданные товары или оказанные услуги).
Отметим, что на практике многие фирмы выписывали БСО в таких случаях (то есть, даже на ЕНВД и ПСН) — проверяющие органы обычно относились к этому лояльно. Тем не менее, разница между БСО и товарным чеком была. Ознакомимся с ней, а также со спецификой второго документа, подробнее.
БСО и товарный чек: до и после «реформы»
Рассматривая специфику товарного чека, опять же, правомерно говорить сразу о двух периодах — «дореформенном» и периоде после внедрения онлайн-касс.
Товарный чек «дореформенного» периода заметно отличался от БСО не только по привязке к «разрешающему» налоговому режиму и виду деятельности (при том, что, фактически, оба варианта привязки при этом были рекомендуемыми), но и по структуре. Можно назвать товарный чек более простым документом в сравнении с БСО: по сути, товарный чек должен был лишь иметь небольшое количество реквизитов, перечисленных в пункте 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года. Какие-либо сторонние нормативные акты применение товарных чеков не регулировали. В свою очередь, БСО составлялись в соответствии с отдельным нормативным актом — постановлением Правительства России от 06.05.2008 № 359 (
Тем не менее, несмотря на достаточно выраженные юридические и «структурные» различия между БСО и товарным чеком, на практике они часто взаимозаменялись: при оказании услуг (даже не при ЕНВД и ПСН) выдавался чек, а при продаже товаров — бланк. Правомерно, таким образом, говорить о фактическом стирании границ между данными документами — во многом и потому, что оба они считались заменой кассовому чеку (то есть, им было предписано выполнять одну и ту же функцию).
Забегая вперед, скажем — есть все основания говорить о том, что подобная взаимозаменяемость значительно повлияла на практику применения документов, альтернативных кассовому чеку после «реформы». Подробности мы рассмотрим чуть позже — а пока ознакомимся с особенностями использования, собственно, БСО — причем, в период до внедрения онлайн-касс.
Практика использования «Дореформенных» БСО
Так или иначе, в законе было закреплена «связка»: БСО — это, главным образом, услуги (вне зависимости от системы налогообложения), и именно такого определения владельцам бизнеса следовало придерживаться. Сами бланки подлежали оформлению в соответствии с правилами, утвержденными, как мы уже знаем, отдельным нормативным актом — постановлением № 359.
Как мы уже отметили выше, БСО можно было использовать вместо ККТ, когда оказывались услуги населению. Исключений из этого правила закон не устанавливал — БСО мог применяться сервисами абсолютно во всех случаях, если это было удобнее для бизнеса. ИП или юридическое лицо, оказывающие услуги, часто выбирали БСО вместо чека, так как их можно было выписывать без применения кассовых аппаратов — которые, понятное дело, доставались предприятию не бесплатно (и стоили, в целом, не дешевле, чем онлайн-кассы сейчас).
Использовать БСО на практике также было, в целом, несложно. В соответствии с постановлением № 359, бланки имели относительно простую структуру — в них предполагалось указание порядка десяти ключевых реквизитов (их перечень перечислен в пункте 3 Положения о наличных расчетах, утвержденных постановлением № 359). Заполнять их можно было двумя способами:
- на типографском бланке;
- с использованием специальных принтеров (по сути, представлявших собой аналог современных фискальных регистраторов — но только без фискального накопителя и иных «шифровальных» электронных частей).
Второй способ предполагал, что электронная копия каждого бланка будет сохраняться в памяти «регистратора», и ФНС сможет получать доступ к этим данным. Многие бизнесы «довольствовались» типографскими бланками — поскольку порядок их применения был по многим признакам более четко регламентирован (и можно было не бояться вопросов со стороны ФНС в части обеспечения правильности применения «электронных» БСО).
Так или иначе, пожалуй, именно типографские бланки строгой отчетности получили наибольшее распространение. Заполнять их можно было как на компьютере, так и вручную (при условии заверения каждого БСО подписью представителя хозяйствующего субъекта). Размеры БСО могли быть любыми — и многие предприниматели заказывали типографские БСО, по размерам не превышающие одной-двух кредитных карт, что позволяло носить бланки с собой и без проблем выдавать их клиентам в подтверждение оплаты услуг. Это повышало уровень доверия со стороны клиентов, у которых на руках был полностью официальный документ, аналогичный кассовому чеку.
Обязательные реквизиты БСО:
- Наименование и номер.
- Код ОКПО.
- Серия.
- Название компании или ФИО ИП.
- Место нахождения.
- ИНН юридического лица или ИП.
- Вид услуги.
- Сумма заказа в цифровом виде.
- Дата уплаты и выдачи бланка.
- Сумма в прописном виде.
- Фамилия и подпись сотрудника, который оформил бланк.
- Место для печати.
Скачать «дореформенный» образец бланка строгой отчетности вместо кассового чека, который может быть применен до 1 июля можно ЗДЕСЬ.
Отдельные форматы БСО устанавливались постановлением № 359 и связанными с ним нормативными актами для билетов на различные пассажирские виды транспорта, в кино, в театр. Так, например, маршрутная квитанция для электронного авиабилета — которую рекомендуется «на всякий случай» брать в аэропорт с собой (хотя, как правило, достаточно только паспорта), составляется в соответствии с приказом Минтранса России от 03.11.2006 № 134 (
Таким образом, традиционный, «дореформенный» бланк строгой отчетности был крайне популярен в среде предпринимателей — поскольку позволял, во-первых, использовать его вместо кассового чека, а во-вторых — в, целом, не было сложностей в изготовлении и заполнении. Можно было распечатывать БСО в удобном размере и «раздавать» всем желающим клиентам.
Но что произошло по факту проведения «радикальной» реформы законодательства о применении ККТ? Правомерно говорить о самых масштабных изменениях. При этом, эти изменения по существу коснулись и БСО и очень близких к ним товарных чеков (которые, как мы уже знаем, часто были взаимозаменяемыми, и налоговики могли быть к этому лояльны).
Как применяются БСО и товарные чеки после «реформы»
Оценивая результаты влияния «реформы» на практику применения БСО и товарных чеков, правомерно говорить о следующем.
Во-первых, в новых положениях Закона № 54-ФЗ понятие «бланка строгой отчетности» стало раскрываться по-другому. БСО стал документом, «приравненным к кассовому чеку», и при этом формируемым с помощью того же самого типа ККТ — то есть, онлайн-кассы, в случае, если ИП или юридическое лицо оказали какому-либо гражданину услуги.
При этом, примечательно, что «кассовый чек» в контексте положений Закона № 54-ФЗ может выдаваться не только покупателю, но и клиенту. Поэтому, по логике, может выдаваться и при оказании услуг.
Таким образом, БСО в контексте «реформы» стал, по существу, лишним документом — который оформлять нет практического смысла. И товары и услуги могут быть показаны в «обычном» кассовом чеке.
Во-вторых, и это очевидно из первого пункта, БСО по новым нормам Закона № 54-ФЗ должны составляться в соответствии с этим законом, а не постановлением № 359. По существу оно утрачивает силу — как источник норм, регулирующих составление БСО.
Получается, что по факту проведения «реформы» БСО в виде, привычном многим предпринимателям, де-юре исключается из документооборота. Легальным становится «реформированный» БСО — по сути, представляющий собой разновидность кассового чека (и при этом, полностью заменяемый «обычным» кассовым чеком, сформированным на онлайн-кассе).
На практике это означает, что:
- Имеющиеся у предпринимателя на руках БСО, сформированные в соответствии с постановлением № 359 (то есть, скорее всего, напечатанные в типографии), после того, как «реформа» завершится, станут просто бумажками, не имеющими юридической силы.
Официально «реформа» завершается с 1 июля 2019 года (чуть позже мы рассмотрим сроки проведения — и порядок применения БСО в течение «реформы», более детально).
- Предприниматель в теории может продолжить пользоваться «дореформенными» БСО (как вариант — «потратить» запасы имеющихся) в случае, если относится к хозяйствующим субъектам, которые в соответствии со статьей 2 Закона № 54-ФЗ освобождены от использования контрольно-кассовой техники.
При этом, речь пойдет об использовании БСО исключительно как о неофициальном документе при расчетах ИП или юридического лица с покупателем или клиентом.
Дело в том, что те субъекты, которые освобождены от применения ККТ, вправе не выдавать покупателям вообще никаких документов — ни чеков, ни бланков. Желание что-то выдавать — личное решение предпринимателя, обусловленное, к примеру, его устремлением повысить уровень доверия со стороны клиента. Такая выдача будет неофициальной (но, вместе с тем, выданный документ будет удостоверять факт совершения покупки и может использоваться покупателем, к примеру, как доказательство при пользовании преференциями по Закону о защите прав потребителей). И в качестве подтверждающего оплату документа вполне может быть применим и БСО «дореформенного образца» — поскольку его структура вполне информативна и «вызывает доверие».
Также предприниматель вправе оформить на основании БСО по постановлению № 359 свой собственный бланк. Он может назвать его каким угодно другим способом — «квитанцией», «чеком», распечатать его на фирменном бланке (типографский способ, совершенно очевидно, уже не будет обязательным), персонифицировать (как вариант, «вписав» в структуру бланка промо-код, выданный конкретному покупателю или клиенту).
- Хозяйствующий субъект, не освобожденный от использования ККТ, вправе продолжить пользоваться «дореформенными» БСО неофициально — «прикладывая» их к кассовому чеку.
На практике это будут, скорее всего, делать те фирмы, которые занимаются транспортными перевозками и используют «дореформенные» БСО, что утверждены ведомственными нормативными актами — как в случае с теми же авиабилетами. Обычному ИП, вероятно, такое дополнение будет совершенно не с руки — это лишние расходы и трата времени. Но если это авиакомпания, то, вполне вероятно, у нее будет уже сформированная инфраструктура бронирования и информационного обеспечения клиентов. Ей, в свою очередь, не будет иметь смысла отказываться от нее — несмотря на то, что «голые» электронные квитанции — ранее соответствовавшие «дореформенному» законодательству и считавшиеся БСО, юридической силы иметь не будут. Хотя бы потому, что для их клиентов будет удивителен отказ от квитанций: с их стороны неизбежны вопросы из серии, «что брать на всякий случай» в аэропорт, и в связи с чем вообще произошел отказ от привычных документов. Кроме того, в действующую инфраструктуру документооборота — предусматривающую использование бланков, перевозчиками, скорее всего, вложены значительные средства. Им не добавит позитива осознание того факта, что эти инвестиции окажутся бесполезными.
Что же можно сказать, в свою очередь, о товарном чеке — альтернативе кассовому, который применялся хозяйствующими субъектами на ЕНВД и ПСН? Это крайне непростой вопрос. Касательно «дореформенного» товарного чека — ситуация особенная.
После завершения «реформы» товарный чек — как документ, используемый в соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года, как и БСО, не может быть применен как юридически значимый документ. Вместе с тем, в положениях текущей редакции Закона № 54-ФЗ — от 25.12.2018 года, содержатся примечательные формулировки (можно отметить, что появились они еще в редакции от 03.07.2018 года, но полностью сохранили актуальность — и будут действовать до тех пор, пока законодатель не установит иного). А именно:
- В пункте 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в свежей редакции сказано, что некоторые ИП на ПСН (те, которые не осуществляют деятельность по подпунктам 3, 6, 9 — 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 — 48, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ), вправе не применять ККТ, но при этом обязаны выдавать вместо кассового чека «документ, подтверждающий факт осуществления расчета».
Данный документ должен включать реквизиты по перечню, установленному в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ. То есть — по существу быть похожим на кассовый чек (в отношении которого требования по реквизитам также установлены статьей 4.7 Закона № 54-ФЗ).
- В пункте 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в свежей редакции сказано, что хозяйствующие субъекты, расположенные в труднодоступных местностях также вправе не использовать ККТ — но выдавать при этом вместо кассового чека тот же самый подтверждающий документ — что подлежит выдаче ИП на ПСН при неприменении онлайн-кассы.
Совершенно правомерно говорить о том, что тот самый «документ, подтверждающий факт осуществления расчета» представляет собой функциональную замену товарному чеку — применявшемуся «до реформы». Вспомним, опять же, что в старой редакции Закона № 54-ФЗ он, хотя и назывался «товарным чеком», допускалось его иное наименование, в соответствии с которым он мог бы применяться как «документ, подтверждающий прием денежных средств». Получается, что и по новому Закону № 54-ФЗ документ можно назвать «квитанцией» — или любым другим подобным образом.
Единственное — его, скорее всего, не получится назвать бланком строгой отчетности — поскольку по новым нормам Закона № 54-ФЗ данному определению соответствует, как мы уже отметили выше, разновидность кассового чека. Но кто мешает применить похожие формулировки — вида «бланк отчетности» или «документ строгой отчетности», чтобы, как вариант, сохранить исторически сложившуюся номенклатуру кассового документооборота на предприятии? Здесь все в руках владельца бизнеса.
Какие документы и в каких случаях можно выдавать вместо кассовых чеков рассмотрено и в ЭТОЙ СТАТЬЕ.
Таким образом, можно провести следующие примечательные параллели:
- «Дореформенные» БСО с 1 июля 2019 года утрачивают юридическую силу.
Далее применению подлежат БСО, формируемые с помощью онлайн-кассы — как разновидность чеков онлайн-кассы.
БСО первого и второго типа — совершенно разные документы и по юридическим, и по технологическим признакам.
- «Дореформенные» товарные чеки с 1 июля 2019 года утрачивают юридическую силу.
Далее применению подлежат «инновационные» товарные чеки, формируемые ИП на ПСН и предприятиями в труднодоступных местностях. Эти чеки по своим реквизитам, в целом, соответствуют чеку онлайн-кассы.
В свою очередь, товарные чеки первого и второго типа более схожи, чем «разные версии» БСО — поскольку выполняют одну и ту же функцию (которая заключается в замене кассового чека в предусмотренных законом случаях). Это в некоторой степени сближает оба документа и с «дореформенным» БСО. Как следствие, товарные чеки после «реформы» можно, как мы уже отметили выше, неофициально называть термином, похожим на словосочетание «бланк строгой отчетности» (но точного совпадения с ним быть не должно).
По результатам «реформы» многие бизнесы сохранят освобождение от применения ККТ (как и от выдачи покупателям каких-либо документов, подтверждающих оплату за товар или услугу). Но современному продавцу желательно что-то покупателю выдать. Как вариант — БСО, фактически соответствующий положениям постановления № 359-ФЗ (либо в той или иной степени схожий с ним документ). А при желании — и документ, имеющий реквизиты по пункту 2.1 статьи 2 старого Закона № 54-ФЗ (то есть, соответствующий по своей структуре «дореформенному» товарному чеку).
Выбирая способ обеспечения «лояльности покупателя» — в ситуации, когда ККТ применять необязательно, предприниматель, таким образом, может предпочесть и кассовый чек (то есть, все равно установить онлайн-кассу), или же использовать неофициально «дореформенные» БСО (или, если это удобнее, «дореформенные» товарные чеки). Попробуем на этот случай выделить аргументы — за и против применения каждого типа документа.
Кассовый чек или «дореформенный» бланк строгой отчетности: что лучше использовать тем, кто освобожден от использования ККТ
Действительно, хозяйствующий субъект, освобожденный от использования ККТ — в соответствии с положениями статьи 2 Закона № 54-ФЗ, вправе, принимая расчеты от покупателя наличными, не выдавать ему в ответ каких-либо документов в подтверждение покупки. Конечно, если оплата идет по карте, то она будет подтверждена — чеком от банка-эквайера, который провел платеж по карте. Но этот чек не будет иметь отношения к законодательству о ККТ (эквайринг — это вообще отдельная сфера правоотношений, лишь косвенно связанная с онлайн-кассами).
Но, совершенно очевидно, что у покупателя, отдавшего деньги продавцу, справедливо возникнет вопрос — где же чек (который в его понимании обязан выдать каждый продавец, поскольку иначе это «развод какой-то»). Разумеется, есть весьма небольшая вероятность, что покупатель будет знаком с нормами Закона № 54-ФЗ, по которым у продавца обязанность что-либо выдавать покупателю будет отсутствовать. Поэтому, продавцу — особенно, если его конкуренты чеки успешно выдают, следует озаботиться об обеспечении документирования приема наличности от покупателей.
Поскольку закон не содержит каких-либо предписаний и даже рекомендаций на предмет того, что может продавец, не обязанный использовать ККТ, выдать покупателю в подтверждение приема денежных средств за товар или услугу, хозяйствующему субъекту придется придумывать, что делать, самостоятельно. Можно ориентироваться на следующие два основных варианта:
- Несмотря на то, что онлайн-кассу использовать необязательно — все равно купить ее.
Нельзя утверждать, что налоговики (купленную ККТ можно еще и зарегистрировать у них — все официально) сильно удивятся этому. Очень многие фирмы, даже начинающие ИП, покупают онлайн-кассы, чтобы выглядеть в глазах покупателей «модно». И, действительно, ряд современных моделей инновационных ККМ выглядит весьма респектабельно. «Фискализация» через них — процесс, однозначно добавляющий технологичности процессу расчетов между продавцом и покупателем.
В кассовый чек на современных онлайн-кассах можно и по закону включать любые реквизиты, дополняющие те, что должны присутствовать в нем обязательно. А в случае неофициального применения ККТ чек и вовсе можно редактировать каким угодно образом — включая туда, к примеру, данным и по акциями, и по промо-кодам, и текстовые, и графические данные.
- Использовать БСО — фактически соответствующий требованиям, отраженным в постановлении № 359 (либо создать фирменный бланк — на основе документа, который имеет реквизиты, утвержденные законодательно).
Альтернатива — использование документа, соответствующего по реквизитам «дореформенному» товарному чеку. Она может быть применена, если предприниматель решит, что «упрощенный» перечень включаемых в товарный реквизитов по старой версии Закона № 54-ФЗ предпочтительнее чуть более сложного, который предусмотрен постановлением № 359 для БСО.
По своему виду БСО может быть очень похожим на современный кассовый чек — и даже быть назван чеком. Выписывать его можно вручную — с использованием тех же типографских форм, или же печатать на чековом принтере — похожем на фискальный регистратор устройстве.
В теории возможен и «гибридный» вариант — когда покупается онлайн-касса, и программируется так, чтобы на ней печатались БСО, фактически соответствующие тем, что регулируются постановлением № 359.
Преимуществами «кассового» варианта — когда необязательная по закону ККМ приобретается, можно назвать:
а) в случае, если ККТ официально регистрируется в ФНС (и, соответственно, в ОФД) — возможность сбора различных платежных данных в интересах самого продавца;
Сведения, собираемые на кассе на основании результатов фискализации платежей, образуют собой весьма полезный перечень, который может быть использован при бизнес-аналитике. Это и динамика выручки, и прибыль, и возвраты, и самые часто (редко) покупаемые товары. Подсчитать что-то подобное хотя бы частично, имея в руках пачку типографских БСО — практически невозможно. Разве что, если прекратить торговлю и взять в этих целях длинный отпуск.
б) презентабельность, фешенебельность многих современных моделей ККМ — которые сделают процесс отпуска товаров солидным;
Действительно, на рынке можно найти стильные модели ККМ от производителей, не поскупившихся на привлечение хорошего дизайнера. Весьма неплохи по критериям дизайна, эргономики девайсы линейки Кассатка, Эвотор, Дримкас и другие. Хороши автономные онлайн-кассы серии MSPOS-K (одна из них — Модулькасса от Модульбанка).
в) высокую степень автоматизации работы.
Сформировать чек на современной онлайн-кассе, как правило, можно быстро и просто — как вариант, используя подключенный сканер для штрих-кодов (если, конечно, спектр продаваемых товаров настолько широк, что их имеет смысл помечать штрих-кодами). Оперативно можно отредактировать чек. Все те же операции при ручном и даже автоматическом создании БСО, скорее всего, пойдут медленнее.
В свою очередь, вариант с применением БСО, которые фактически соответствуют постановлению № 359, будет:
- дешевле;
- проще в плане перемещения торговли с места на место (нет рисков сломать дорогостоящее оборудование по пути);
- надежнее в плане гарантии выписывания документа о совершении продажи (у кассы же могут сесть батарейки, или она может «заглючить»).
Особо продвинутому предпринимателю уместен и второй «гибридный» вариант — когда у него на руках есть и онлайн-касса, и пачка БСО. Вполне рабочий сценарий.
Итак, по факту завершения «реформы» законодательства о применении ККТ бланки строгой отчетности перестанут иметь юридическую силу — БСО с 1 июля 2019 года применять будет невозможно. Для заинтересованного лица — ИП или организации, которые планируют переход (вполне вероятно, что вынужденный) с привычных БСО на чеки онлайн-касс, важно не ошибиться определением момента завершенности данной «реформы». К тому времени предпринимателю нужно будет подготовиться к внедрению онлайн-кассы на практике — если дальнейшим применением БСО в фактическом виде, ему нельзя будет ограничиться в силу законодательства.
Как скоро БСО перестанет быть действительным: точные сроки «реформы» (таблица)
Итак, долгое время — более 10 лет с момента своего принятия в 2003 году, Закон № 54-ФЗ не претерпевал существенных изменений. Он предписывал ИП и юрлицам, отпускающим товары и оказывающим услуги гражданам, во всех случаях, когда его положениями не было предусмотрено иного:
- выдавать гражданам кассовые чеки;
- при оказании конкретно услуг — по желанию выдавать вместо кассовых чеков бланки строгой отчетности;
- при продаже товаров в рамках ЕНВД и ПСН — по желанию выдавать вместе кассовых чеков товарные.
При этом — и следует обязательно отметить данное обстоятельство, в соответствии с «дореформенным» Законом № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника представляла собой устройства, функционирующие строго локально — без подключения к интернету (по крайней мере, без подключения в целях исполнения требований федерального законодательства). Данные о платежах записывались в ККМ на специальную защищенную память (ЭКЛЗ), и подлежали считыванию налоговиками при проверках.
В течение первых лет действия Закон № 54-ФЗ, безусловно, корректировался. Так, в нем постепенно появились нормы, регламентирующие прием оплаты с помощью банкоматов, устанавливающие льготы для предприятий на ЕНВД и ПСН. Но «революционными» — с точки зрения влияния на характеристики инфраструктуры кассового обслуживания, эти изменения назвать сложно.
В свою очередь, редакция закона от 03.07.2016 года привнесла эту «революционность» с избытком. В соответствии с ней начали происходить все те события, о которых мы сказали выше — внедрение онлайн-касс, отмена юридически значимых типографских БСО (да, собственно, и отмена БСО, которые бы вообще играли юридически значимую роль).
Однако, данная «революция» происходила не сразу (собственно, она и не завершена еще). Можно выделить ее следующие основные этапы (сопоставляя с ними специфику применения БСО — и схожих с ними по существу товарных чеков). Для удобства отразим ключевые факты об этом в табличном виде.
Этапы «реформы» норм законодательства о применении ККТ (вступления норм Закона № 54-ФЗ и дополняющих его нормативных актов в законную силу) | Применение «дореформенных» БСО — в соответствии:
· с Законом № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года; · с постановлением № 359. |
Применение «дореформенных» товарных чеков — в соответствии с подпунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года | Применение «реформированных» БСО— в контексте положений Закона № 54-ФЗ в редакции от 03.07.2016 года и более новых. | Применение «реформированных» товарных чеков — в соответствии с подпунктом 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 03.07.2018 и более новых. |
Период между принятием Закона № 54-ФЗ в редакции от 03.07.2016 года и 1 февраля 2017 года
В этот период онлайн-кассы можно было начинать применять добровольно. Использование ККТ старого образца — с ЭКЛЗ, было легальным. |
Осуществлялось в «дореформенном» порядке.
БСО могли выдаваться вместо чеков ИП и юрлицами, оказывающими услуги. По желанию — ИП и юрлицами, освобожденными от использования ККТ. |
Осуществлялось в «дореформенном» порядке.
Товарные чеки могли выдаваться ИП и юрлицами на ЕНВД и ПСН. |
Осуществлялось по усмотрению хозяйствующего субъекта. | Не осуществлялось: в законе отсутствовала норма. |
С 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года.
Онлайн-кассы стали обязательны для всех хозяйствующих субъектов, кроме тех, в отношении которых были прописаны исключения:
· по статье 2 Закона № 54-ФЗ (определявшей перечни ИП и юрлиц, которые освобождены от применения ККТ); · по Закону № 290-ФЗ в редакции от 03.07.2016 года (устанавливавшей, что ИП и юрлица, оказывающие услуги гражданам, могут выдавать БСО вместо кассовых чеков), а ИП и юрлица на ЕНВД и ПСН — товарные чеки. |
Стало обязательным для всех хозяйствующих субъектов, кроме ИП и юрлиц:
· оказывающих услуги; · работающих на ЕНВД или ПСН. |
|||
С 1 июля 2018 года по 1 июля 2019 года
|
Осуществляется в «дореформенном» порядке ИП и организациями, оказывающими услуги населению:
· без работников — в любой сфере деятельности; · с работниками — в любой сфере, кроме общепита
|
Осуществляется в «дореформенном» порядке:
· ИП на ПСН и ЕНВД с работниками — осуществляющие деятельность во всех сферах, кроме торговли и общепита; · ИП на ПСН и ЕНВД без работников — во всех сферах
|
Стало обязательным для всех хозяйствующих субъектов, кроме:
· ИП без работников, оказывающих услуги; · ИП на ПСН и ЕНВД — с работниками (во всех сферах, кроме общепита и торговли, без работников (во всех сферах) |
Осуществляется, начиная с 03.07.2018 года ИП на ПСН с ограничениями, прописанными в статье 2.
Осуществляется, начиная с 03.07.2018 года ИП и юрлицами, работающими в труднодоступных местностях. |
С 1 июля 2019 года (если законом не будет установлено иного)
Закон № 54-ФЗ полностью вступает в силу. |
«Дореформенные» БСО теряют юридическую силу и могут применяться неофициально:
· если ИП или юрлицо освобождены от применения ККТ — для выдачи покупателю по инициативе продавца в целях поддержания доверия; · если ИП или юрлицо не освобождены от применения ККТ — для выдачи вместе с кассовым чеком (например, если БСО представлен маршрутной квитанцией для авиабилета). |
«Дореформенные» товарные чеки теряют юридическую силу, практическое их использование неофициально особого смысла не имеет (но это не так, если ранее ИП, освобожденному от применения ККТ, было привычно выдавать покупателям именно товарные чеки). | Стало обязательным для всех ИП и юрлиц, в отношении которых нет исключений, установленных статьей 2 Закона № 54-ФЗ. |
Следующее, о чем следует отдельно сказать — рассмотренные нами нормы закона с высокой вероятностью могут измениться. Данный тезис подтверждается хотя бы тем фактом, что и Закон № 54-ФЗ, и принятый в дополнение к нему Закон № 290-ФЗ на практике менялись — и в них появлялись нормы, устанавливающие различные дополнительные преференции для некоторых категорий хозяйствующих субъектов.
Поэтому, совершенно не исключено, что вступающие с 1 июля 2019 года положения Закона № 54-ФЗ будут к тому моменту откорректированы. Попробуем разобраться, чем может быть обусловлена такая их корректировка.
Может ли в законе что-то поменяться и в каком направлении ожидать изменений?
Одно из важнейших обстоятельств, характеризующих применение норм законодательства об использовании контрольно-кассовой техники — и мы отметили его выше, заключается в практической неизменности основной части таких норм в течение длительного — более 10 лет, периода после принятия первой редакции Закона № 54-ФЗ в 2003 году. В течение данного времени российские предприятия — в той или иной степени обязанные применять ККТ, сформировали довольно дорогостоящую инфраструктуру для обеспечения платежей. Те же авиакомпании внедрили системы бронирования билетов — представлявших собой полностью законные БСО, использовавшиеся в соответствии с постановлением № 359. Многие ИП были бы рады продолжить использовать типографские БСО — как альтернативу кассовым чекам.
Таким образом, правомерно говорить о том, что в российском бизнесе к моменту «реформы» образовалось сразу несколько категорий лиц — и среди них могут быть крупнейшие бизнесы, которые заинтересованы в продолжении работы в юрисдикции «дореформенных» положений Закона № 54-ФЗ и связанных с ним нормативных актов. Вполне правомерно ожидать, что власти пойдут им — хотя бы частично, навстречу, и сохранят возможность использования ставших привычными бланков. Да, скорее всего, эта инициатива — если она и будет, коснется лишь малых предприятий (а то и тех же самых ИП, работающих самостоятельно). Но по существу им БСО — и нужнее всего.
Следующее важное обстоятельство: как показала практика внедрения инфраструктуры онлайн-касс на уровне крупнейших бизнесов (то есть, как минимум, имеющих достаточно ресурсов для инвестирования в качественное кассовое оборудование и сервисы, используемые в целях обеспечения его работоспособности), в работе инновационных ККМ могут быть сбои. Как и любая техника, онлайн-кассы могут выходить из строя, «зависать», работать с ошибками.
И если даже для крупной торговой сети издержки, связанные с преодолением последствий «глюков» онлайн-касс, могут быть крайне существенными, то риски для малых торговых и сервисных предприятий тем более очевидны. И с их стороны правомерно ожидать инициатив законодателя об установлении преференций — в части возможности пользования альтернативой кассовым чекам. На протяжении многих лет эта альтернатива — представленная бланками строгой отчетности, которые стали привычны многим малым бизнесам, успешно применялась. Искать что-то лучшее, возможно, и нет особого смысла.
Таким образом, предпосылки для изменения норм закона — по которым преференции по применению типографских БСО, сохранятся, имеются. Совершенно не факт, что законодатель разделяет подобные тезисы — но правомерно ожидать, что определенные действия, направленные на установление послаблений хотя бы для малых бизнесов, властями предприняты будут.
Резюме
Итак, среди кассовых документов (исторически применявшихся, подлежащих текущему и перспективному применению) можно выделить:
- «Дореформенные» бланки строгой отчетности, формируемые в соответствии с Законом № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года и в соответствии с постановлением № 359.
Такие БСО до 1 июля 2019 года могут применять ИП и юридические лица, оказывающие услуги для граждан. После данные бланки утратят юридическую силу, и их можно будет применять только неофициально — например, как документ в подтверждение покупки, в случае, если фирма освобождена от применения ККТ.
Либо — как документ, дополняющий кассовый чек (например, эта опция, скорее всего, будет востребована авиакомпаниями, использующими форму маршрутной квитанции, которая на момент введения в оборот была разработана в соответствии с постановлением № 359).
- «Дореформенные» товарные чеки, формируемые в соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года.
Также будут изъяты из официального оборота с 1 июля 2019 года (до того — их могут применять некоторые хозяйствующие субъекты на ПСН и ЕНВД, например — ИП без работников). Возможно, опять же, их дальнейшее неофициальное использование ИП и юрлицами, освобожденными от применения ККТ — аналогично, в целях удостоверения приема денежных средств от покупателя.
- Бланки строгой отчетности, приравненные к чеку онлайн-кассы и формируемые в соответствии с Законом № 54-ФЗ в редакции от 03.07.2016 года и более поздних.
Наряду с обычными чеками онлайн-кассы, с 1 июля 2019 года они будут обязательны к применению для всех фирм, не поименованных в статье 2 Закона № 54-ФЗ в свежей редакции. При этом, даже если фирма оказывает услуги, то она, тем не менее, вправе использовать не БСО, а обычный кассовый чек.
- Товарные чеки, формируемые ИП на ПСН, а также хозяйствующими субъектами в труднодоступных местностях в соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 03.07.2018 года и более поздних.
Могут использоваться только указанными хозяйствующими субъектами в предусмотренных законом случаях вместо кассовых чеков.
Таким образом, БСО по постановлению № 359 — ставший в течение более, чем десятка лет, привычным для российского бизнеса (причем, как для ведущих деятельность в скромных масштабах ИП, так и для крупнейших корпораций — если говорить об организациях, осуществляющих пассажирские перевозки) заменителем кассового чека, довольно скоро выйдет из официального оборота и такие БСО с 1 июля 2019 года применять будет невозможно. В лучшем случае его можно будет применять неофициально. Более всего оправданно — как инструмент обеспечения лояльности покупателей в случаях, когда им по закону необязательно выдавать кассовый чек. Фактически продолжат использовать БСО, скорее всего, те самые крупные перевозчики — например, авиакомпании, ранее внедрившие в свой документооборот официальные бланки билетов.
Так или иначе, выбора у бизнеса между кассовым чеком и «неофициальным» БСО не будет в ситуации, когда закон обязательно предписывает применять первый документ. А если закон освобождает фирму от применения ККТ, то возможны варианты. Так, никто не запрещает предпринимателю — выбирающему, каким способом обеспечить лояльность покупателя, остановиться именно на БСО.
Законодатель еще может изменить позицию по обязательности использования кассовых чеков (и невозможности заменить их «дореформенными» бланками строгой отчетности). Тем более, что в этом заинтересованы предприятия самых разных масштабов: для них использование классических БСО привычно, в инфраструктуру для организации оборота бланков могут быть проинвестирован значительный объем денежных средств.
Как оформляется кассовый чек при оплате на расчетный счет и как его передать покупателю.
Какие наиболее частые причины вынуждают перерегистрировать онлайн-кассу в Налоговой службе.
В законодательстве по обязательной маркировке товаров https://onlain-kassy.ru/normativ/kom/markirovka-tovarov.html также можно ожидать некоторые коррективы.
Для успешного ведения бизнеса можно подобрать необходимое оборудование для
Ольга,
в общих случаях в обязанности ИП не входит подтверждение дохода. ИП ведут предпринимательскую деятельность, сдают в ФНС декларации (заполняют КУДИР - Книгу учета доходов и расходов), оплачивают налоги. Все остальное - на усмотрение самого индивидуального предпринимателя. Например, некоторые ИП, даже имея право на отсрочку применения ККТ, все равно решают использовать контрольно-кассовую технику в своей работе, т.к. с ней легче работать с товароучетным ПО и анализировать эффективность своей работы в целом.
Другими словами - оформление дополнительных документов (сверх указанных в законодательстве) - это Ваше право, а не обязанность!
Если упразднены БСО для ИП без работников и освобождение от онлайн касс, то каким образом отчитываться перед налоговиками по книге доходов и расходов, какой-то же документ, подтверждающий доход должен быть зафиксирован?