Как оформляется оприходование товара
Учет товаров на предприятиях осуществляется в рамках самых разных хозяйственных операций. Одна из самых часто проводимых — оприходование товара. Рассмотрим его специфику, а также особенности бухгалтерского или налогового учета, характерные для соответствующей хозяйственной операции.
Оприходование товара: что это такое и отличие от приемки
Оприходование — это отражение в учете товаров, обнаруженных при инвентаризации (и не учтенных, таким образом ранее). Либо — их отражение по факту обнаружения соответствующих неучтенных товаров в рамках текущей работы склада (то есть, вне самостоятельной процедуры инвентаризации).
Оприходование товаров следует принципиально отличать от приемки, при которой товары ставятся на учет «с нуля» (и неучтенных остатков на момент постановки таких товаров на учет не может быть выявлено по определению).
Таким образом, оприходование — это регулярная учетная операция, проводимая бухгалтерами предприятий, поскольку даже на небольших складах время от времени могут обнаруживаться неучтенные товарно-материальные ценности. Традиционно соответствующие неучтенные активы именуются «излишками».
В установленном порядке они подлежат оприходованию. Рассмотрим, каким образом данная задача решается на практике.
Как происходит оприходование излишков товара при инвентаризации: проводки в бухгалтерском учете
Условимся, что неучтенные и подлежащие оприходованию товары выявлены после инвентаризации. С точки зрения бухгалтерского учета излишки ТМЦ, обнаруженные в рассматриваемом случае, должны быть отражены в регистре за период, в котором была проведена инвентаризация. Это следует из положений ч. 4 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (
По общему правилу, выявленные излишки ТМЦ включаются в прочие доходы организации по рыночной стоимости на момент проведения инвентаризации (п. 28 Положения по приказу Минфина России от 29.08.1998 № 34н –
Отражение товарных излишков в учете, как того требует Закон № 402-ФЗ, дополняется рядом иных процедур, документирующих оприходование товара (выполняющих функцию оправдательных при составлении проводки, приведенной выше).
Прежде всего, сами по себе излишки фиксируются с помощью специальных учетных документов — сличительных ведомостей. Традиционно такие ведомости составляются на основе унифицированной формы ИНВ-19, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (
После заполнения сличительной ведомости руководителю организации необходимо издать приказ на оприходование обнаруженных излишков. Это следует из п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации, утвержденных приказом Минфина от 13.06.1995 № 49 (
Бухгалтерский учет в рамках оприходования излишков — не самая сложная процедура, как ни удивительно. Обычно бухучет состоит из большого количества различных проводок, но не в рассматриваемом случае. В свою очередь, гораздо сложнее устроен налоговый учет при оприходовании неучтенных товаров.
Видео – оприходование товара в 1С 8.3 пошаговая инструкция:
Налоговый учет при оприходовании неучтенных товаров
В соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ (
Несколько облегчает налоговый учет в процессе оприходования товаров тот факт, что по итогам завершения рассматриваемой процедуры не требуется отражать каких-либо изменений по НДС. Оприходование излишков осуществляется, хоть и по рыночной стоимости, но без НДС. Дело в том, что данная процедура не попадает под определение налогооблагаемой операции по смыслу п. 1 ст. 146 НК РФ (
Для организации имеет смысл предусмотреть в учетной политике порядок определения рыночной стоимости активов, отражаемых в налоговом учете, аналогичный тому, который применяется при бухгалтерском учете. В законе нет положений, которые бы предписывали действовать так, но соответствующую схему можно считать общераспространенной на российских предприятиях. Таким образом, в целях обеспечения корректного налогового учета оприходуемых товаров необходимо внести необходимые изменения в учетную политику хозяйствующего субъекта.
Резюме
Итак, грамотный бухгалтерский и налоговый учет — основные составляющие оприходования товарных излишков. Главная задача бухгалтера — задокументировать обнаружение таких излишков (подключив руководителя, который издает приказ, о котором сказано выше), а затем корректно отразить их в бухгалтерском и налоговом учете.
Отметим, что на практике как таковому оприходованию излишков могут сопутствовать различные прочие хозяйственные операции. Так, например, выявленные товарные излишки могут быть впоследствии реализованы предприятием или пущены в установленном порядке в производство. В этом случае осуществляются прочие необходимые действия в части обеспечения бухгалтерского и налогового учета работы с соответствующими товарно-материальными ценностями.
Читайте статью, поясняющую где указан номер кассового чека и в каком виде он отображается.
Как легко можно проверить фирму по ИНН на сайте налоговой службы.
Что представляет собой розничная торговая наценка https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/pr/natsenka-na-tovar.html и как её посчитать.
Видео – оприходование товара в 1С: Розница 8:
Для успешного ведения бизнеса можно подобрать необходимое оборудование для