Применение онлайн-касс в большинстве случаев осуществляется с привлечением операторов фискальных данных (ОФД), которые вносятся в специальный список — реестр ОФД на сайте ИФНС.
Чем занимаются данные хозяйствующие субъекты? Каковы условия получения желающими организациями статуса ОФД и их включения в реестр, который формирует Налоговая служба?
Что представляет собой актуальный список организаций — операторов фискальных данных и где его найти
Оператор фискальных данных — это специализированная организация, которая осуществляет сбор фискальных данных (сведений о платежах на кассе) со стороны пользователей онлайн-касс и последующую передачу таких данных в установленном законом порядке в ФНС, выполняющую фискальные функции.
Регламентирует работу ОФД также Налоговая служба. Она же «принимает» желающие организации в «операторы» (с учетом прописанных в законе требований) и формирует официальный список операторов фискальных данных в России (реестр ОФД) — ССЫЛКА.
По каждому ОФД в списке приводятся:
наименование организации, ИНН;
адрес сайта ОФД;
дата получения организацией разрешения на ведение деятельности в качестве ОФД.
Очевидно, пользователям ККТ можно работать только с теми операторами фискальных данных, которые включены в указанный список от ФНС. При этом пользователь онлайн-кассы может заключить договор с любым ОФД из этого списка — перечни их услуг достаточно стандартизованы, а качество контролируется с учетом самых строгих критериев, прописанных в законодательстве.
Вместе с тем, каждый ОФД вправе реализовывать собственную ценовую политику и предлагать своим пользователям потенциально более выгодные условия в сравнении с конкурентами.
Собственные ОФД зарегистрировали многие крупнейшие российские IT-бренды — «Яндекс», «Контур», «СБИС». Этот рынок — крайне привлекателен для инвестирования, поскольку охватывает гигантскую аудиторию потенциальных пользователей услуг ОФД в лице малых, средних и крупных бизнесов.
Рассмотрим подробнее, в чем заключается специфика взаимодействия ОФД и пользователей ККТ.
Что нужно пользователю онлайн-кассы от ОФД
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.6 Закона № 54-ФЗ (ССЫЛКА) пользователь онлайн-кассы — магазин или хозяйствующий субъект, который оказывает услуги, обязан заключить договор с оператором фискальных данных. Исключение — сценарий, предусмотренный пунктом 7 статьи 2 закона. Он предполагает, что пользователь онлайн-кассы ведет деятельность в отдаленной от сетей связи местности и, объективно, не может пользоваться интернетом.
В самом общем случае к отдаленным местностям закон относит населенные пункты с численностью населения не более 10 тыс. человек (приказ Минкомсвязи РФ от 05.12.2016 № 616 — ССЫЛКА). Но на практике большие полномочия здесь установлены за регионами. Они и принимают окончательные решения по включению тех или иных населенных пунктов в перечень тех, которые считаются расположенными в отдаленных от сетей связи местностях.
Важнейший нюанс: не следует путать понятие «местности, отдаленной от сетей связи» от «труднодоступной местности». Дело в том, что в случае, если территория нахождения хозяйствующего субъекта отнесена к «труднодоступной», то онлайн-кассу там можно не использовать вообще — в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.
При этом, «труднодоступный» магазин или сервисная точка обязаны выдавать клиентам вместо кассового чека онлайн-кассы — которой у них нет (по крайней мере, может не быть — в силу разрешения не использовать устройство), другой документ, подтверждающий факт продажи товара или услуги. Как правило, это товарный чек или бланк строгой отчетности. В нем должны быть реквизиты, перечисленные в пункте 3 статьи 2 закона. Кроме того, документ, заменяющий кассовый чек в труднодоступной местности, должен соответствовать критериям, определенным в постановлении Правительства России от 15.03.2017 № 296 — ССЫЛКА .
Ознакомиться с действующими региональными списками населенных пунктов, относящихся к обеим рассмотренным нами категориям — «отдаленным» или «труднодоступным», можно ЗДЕСЬ.
Таким образом, в «отдаленной» местности — онлайн-касса нужна, но она применяется без заключения договора с ОФД, в «труднодоступной» — не нужна (но вместо кассовых чеков покупателям нужно выдавать товарные чеки и их аналоги в подтверждение приема платежа).
Итак, в общем случае договор с ОФД пользователю онлайн-кассы нужен — в силу требований законодательства. Как правило, по такому договору ОФД осуществляет:
прием платежных данных от кассы, отправляет подтверждения об их получении, перенаправляет в установленном законом порядке в ФНС;
отправку электронных чеков и БСО на контакты покупателей (если такая услуга заказана хозяйствующим субъектом);
формирует различную статистику по платежам на кассе (с ней можно ознакомиться в Личном кабинете ОФД).
Типовая стоимость обслуживания у оператора фискальных данных за 1 год составляет порядка 3000 рублей. Сюда не входит стоимость квалифицированной электронной подписи, которая нужна для регистрации онлайн-кассы.
При этом, сам ОФД, заключив договор с пользователем онлайн-кассы, должен уведомить об этом ФНС — передав заодно налоговикам основные сведения о хозяйствующем субъекте, который пользуется онлайн-кассой. ФНС информируется и о сроке действия и о расторжении договора между пользователем онлайн-кассы и ОФД.
Между ФНС и ОФД происходит регулярный обмен и наиболее ценной с точки зрения фискальной функции Налогового органа информацией — той, что отражает выручку магазина (или предпринимателей, оказывающих услуги), пробитую на кассе. И это далеко не единственный канал взаимодействия между государственным ведомством и оператором фискальных данных.
Как стать оператором фискальных данных, какие обязательства и ответственность при этом возникают
Прежде всего, отметим, что требуемыми полномочиями операторов наделяет именно ФНС. В соответствии со статьей 4.4 Закона № 54-ФЗ Налоговая служба выдает организациям, претендующим на статус ОФД, разрешения на обработку фискальных данных. Чтобы его получить, претенденту нужно направить в ФНС заявление по установленной форме.
Отметим, что в заявлении отражаются:
1. Реквизиты экспертных заключений по оборудованию претендента, которое предполагается использовать при осуществлении деятельности в качестве ОФД.
Такое оборудование должно соответствовать стандартам качества и технической защищенности. В общем случае эту экспертизу проводит ФСБ.
2. Реквизиты лицензии на оказание услуг связи.
3. Реквизиты документов, удостоверяющих класс защищенности используемых претендентом на статус ОФД информационных систем.
ФНС в ходе проверки заявления от претендента самостоятельно связывается с выдавшими указанные документы органами и запрашивает оттуда необходимые дополнительные сведения.
Если заявление успешно проходит проверку, то ФНС в течение месяца после его получения выдает заявителю разрешение на оказание услуг в качестве оператора фискальных данных. В установленном законом порядке такое разрешение может быть аннулировано — например, в случае, если ОФД допустит нарушения в работе. ОФД обязан осуществить ряд действий в случае аннулирования разрешения от ФНС.
Статус оператора фискальных данных не может быть присвоен организации, в которой, в частности:
директор или главный бухгалтер привлекались к уголовной ответственности за совершение экономических преступлений или действий против государственной власти;
директор или главный бухгалтер были не ранее, чем за 2 года до подачи заявки уволены откуда-либо на основании пункта 7 статьи 81 ТК РФ — то есть, на основании утраты доверия вследствие нарушения ущерба работодателю;
директор или председатель совета директоров был не ранее, чем за 1 год до подачи заявки руководителем организации в статусе действующего ОФД, который допустил нарушения, что привели к аннулированию разрешения на обработку фискальных данных;
директор, главный бухгалтер, члены совета директоров, бенефициары — являются иностранными гражданами, не проживающими постоянно в России (либо юрлицами, которые зарегистрированы за рубежом).
В соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2018 № ММВ-7-20/44@ (ССЫЛКА) операторы фискальных данных обязаны направлять в Налоговое ведомство:
как мы уже отметили выше — сведения о заключении и расторжении договоров с пользователями онлайн-касс;
фискальные документы (чеки, отчеты);
сведения по базе данных ОФД;
сведения для статистических наблюдений;
сведения о регистрации ККТ пользователей (либо об аннулировании регистрации ККТ), если данная процедура проведена через ОФД.
Сведения могут предоставляться как в бумажном, так и в электронном виде (второй вариант, очевидно, основной, в то время как первый применяется, как правило, только в случае технических сбоев и иных обстоятельств, при которых электронный документооборот затруднен).
Основные задачи ФНС — осуществлять безопасный прием указанных фискальных данных (не допустив их утечки или внесения неконтролируемых изменений в них), в установленном законом порядке контролировать деятельность ОФД на предмет отсутствия нарушений.
Если оператор фискальных данных допустит нарушения, то ФНС вправе применить к организации строгие санкции, предусмотренные статьей 14.5 КоАП РФ — ССЫЛКА (отметим, что та же статья устанавливает штрафы и для пользователей ККТ, которые не выполняют требований Закона № 54-ФЗ — например, если не используют ККТ или применяют не зарегистрированную в ФНС кассу).
Так, оператор фискальных данных может быть оштрафован:
за неосуществление обработки фискальных данных, передачи их в Налоговую службу, невыполнение обязанности по защите данных — на сумму до 1 млн. рублей;
за предоставление ложных сведений при регистрации в ФНС статуса ОФД — до 300 тыс. рублей;
за непредоставление в ФНС сведений о заключении договоров с пользователями онлайн-касс (либо о расторжении таких договоров) — до 200 тыс. рублей.
В свою очередь, появление у ОФД всех полномочий — по заключению договоров с пользователями, по передаче фискальных данных в ФНС, также осуществляется в порядке, предусмотренном законом.
Статус ОФД присваивается заявителю не только на основании указанных выше документов, сопровождающий заявку. Заявитель должен соответствовать ряду требований по существу.
Каким требованиям должен соответствовать претендент на статус ОФД
Перечень требований, о которых идет речь, закреплен в статье 4.5 Закона № 54-ФЗ. Среди них — в частности, наличие указанных выше документов для подачи заявки в ФНС на получение статуса оператора.
Но самое главное — в том, что оператор фискальных данных должен уметь:
самостоятельно и на стабильной основе осуществлять обработку данных с онлайн-касс в режиме реального времени;
обмениваться с ФНС электронными документами в установленном законом порядке;
обеспечивать бесперебойность работы оборудования, которое используется при обработке и передаче фискальных данных;
обеспечивать защиту фискальных данных от несанкционированного доступа, изменений;
отправлять электронные чеки на контактные данные покупателей (клиентов), от которых хозяйствующим субъектом приняты денежные средства в счет оплаты товаров или услуг;
осуществлять необходимые отчетные и учетные процедуры.
Требования конкретно к техническим средствам ОФД определены в пункте 5 статьи 4.5 Закона № 54-ФЗ. При этом, ФНС вправе устанавливать дополнительные требования к оборудованию и к деятельности операторов.
Список операторов фискальных данных в России
Далее представлен список организаций, которые внесены в реестр ОФД на сайте ИФНС РФ:
№ п/п
Полное наименование оператора фискальных данных
ИНН
Адрес сайта
Дата выдачи разрешения на обработку фискальных данных
1
Акционерное общество «Энергетические системы и коммуникации»
7709364346
1-ofd.ru
Приказ ФНС России от 31.08.2016 № ЕД-7-20/468@
2
Общество с ограниченной ответственностью «Такском»
7704211201
taxcom.ru
Приказ ФНС России от 31.08.2016 № ЕД-7-20/468@
3
Общество с ограниченной ответственностью «Эвотор ОФД»
В статье описан принцип работы онлайн-кассы на примере этапов прохождения платежных данных с момента ввода данных в ККТ до получения подтверждения из ОФД
Как работает онлайн-касса в автономном режиме и где искать списки населенных пунктов, где разрешена работа без применения ККТ или без передачи данных в ОФД
Для успешного ведения бизнеса можно подобрать необходимое оборудование для САЛОНОВ КРАСОТЫ, КЛИНИНГА, ОБЩЕПИТА, АВТОСЕРВИСА и других направлений предпринимательской деятельности.