Что такое фискализация онлайн-кассы, чека и платежей
Фискализация — один из самых емких терминов в финансовом праве. В некоторых случаях его определения встречаются в нормативных актах. Но их дополняют иные сложившиеся на практике трактовки.
Что такое фискализация
Термин «фискализация» может пониматься по-разному. Распространены 3 варианта его трактовки:
Когда под фискализацией понимается процедура, при которой управомоченный государственный орган (Федеральная налоговая служба) в установленном порядке получает сведения о выручке (и расходах) хозяйствующего субъекта и использует их затем в рамках осуществления деятельности в интересах государственной казны.
Так, в общем случае данные сведения впоследствии используются в рамках налогового контроля (при проверке деклараций) или иным способом, который предусмотрен регламентами работы ФНС и дополняет налоговый контроль.
В данном случае понятие «фискализации» мы вправе соотнести с термином «фискальный» — то есть, имеющий отношение к деятельности государственного органа, связанной с обеспечением интересов бюджета, казны. ФНС собирает налоги (контролирует их уплату) — и, соответственно, сопоставляет их с выручкой (или расходами) хозяйствующего субъекта, что влияют на его налоговую базу. Данное сопоставление осуществляется в интересах казны — оно «фискальное». Поэтому, образует «фискализацию» в рассматриваемой трактовке.
На практике такая фискализация может быть осуществлена по выручке:
полученной только на кассе, на которой применяется контрольно-кассовая техника (в соответствии с Законом № 54-ФЗ);
полученной только на кассе, на которой не применяется ККТ (как вариант, благодаря исключениям, прописанным в Законе № 54-ФЗ);
полученной только за счет поступлений на расчетный счет (или иной безналичный ресурс для расчетов);
полученной и на кассе (того или иного типа), и за счет поступлений на расчетный счет (и на альтернативные ему ресурсы при безналичных расчетах).
То же — и по расходам, которые могут фиксироваться тем или иным образом. Получается, что фискализация в рассматриваемой трактовке может пониматься очень широко — в том числе как процедура, не имеющая отношение к контролю над кассовыми операциями вообще. Если даже ФНС не смотрит на «кассы», то она продолжает выполнять — при контроле выручки и расходов, фискальную функцию, а значит проводит фискализацию.
Когда под фискализацией понимается осуществляемая в установленном порядке техническая процедура активации (введения в эксплуатацию) контрольно-кассовой техники, что оснащена фискальными аппаратными компонентами — то есть, технического средства, с помощью которого производится процедура по пункту 1 (в разновидности, когда выручка и расходы фискализируются по кассе с ККМ).
В случае с современными кассами речь будет идти о фискальных накопителях (ФН) — высокотехнологичных устройствах, которые обеспечивают хранение данных в защищенном режиме (когда их нельзя видоизменить без нарушения целостности работы накопителя). Ранее использовалась фискальная память с ЭКЛЗ, до нее — иные технические средства, которые подлежали вводу в эксплуатацию в установленном порядке.
Понятие фискализации как процедуры ввода ККМ в эксплуатацию (которая может называться по-разному — например, как «активация фискального режима») закреплено в ряде нормативных актов. Например — в Технических требованиям к фискальной памяти ККМ (утверждены Решением ГМЭК от 23.06.1995, протокол № 5/21-95). В Законе № 54-ФЗ подобного соответствия нет, но содержание данного акта по существу позволяет говорить о том, что законодатель предусматривает фискализацию как такую процедуру — схожую с той, что проводилась в периоды применения указанных Технических требований (и сопутствующих им документов, что регламентируют использование ККТ).
Таким образом, с одной стороны, правомерно говорить о том, что фискализация по закону — это строго ввод ККТ в эксплуатацию. С другой — это определение закреплено в нормативах, которые:
не имеют статуса федерального закона или постановления Правительства;
не применяются в полной мере современными торговыми предприятиями — в силу специфики инновационных онлайн-касс (и практического нахождения их в юрисдикции иных нормативных актов — в том числе на уровне федеральных законов).
В свою очередь, в федеральных законах ничего не сказано о том, что фискализация — это только ввод ККТ в эксплуатацию. Поэтому, правомерно не ограничиваться закрепленной в ряде технических нормативов трактовкой — и понимать термин «фискализация» шире.
Когда под фискализацией понимаются формирование и обработка кассового чека — основного носителя данных о выручке (расходах) хозяйствующего субъекта в порядке, предусмотренном законом — аналогично, в рамках процедуры по пункту 1 (опять же, по кассе с ККМ).
Так или иначе, все 3 приведенные трактовки связаны между собой. Для проведения «фискализации» выручки (по кассе с ККМ) нужна «фискализация» ККМ и чека. В свою очередь, вторая и третья процедуры в принципе проводятся ради первой (и обязательно, таким образом, предваряют ее).
Рассмотрим то, каким образом осуществляются приведенные сценарии фискализации на практике.
Платежей (выручки и расходов)
Итак, первая трактовка фискализации соответствует процедуре, при которой ФНС получает сведения о платежах (выручке и расходах), что образовались вследствие осуществления хозяйствующим субъектом тех или иных расчетов по кассе или вне ее.
В случае с фискализацией по кассе с ККМ эти сведения налоговики получают:
В общем случае — принимая данные о платежах на кассе через интернет.
Посредником между ФНС и хозяйствующим субъектом выступает специализированная организация — Оператор фискальных данных. С ним у предприятия должен быть заключен договор. Кассы, стоящие на предприятии, должны быть в установленном порядке подключены к серверам ОФД.
В случае невозможности получения данных через интернет — получая в установленном порядке доступ к фискальным накопителям, которые стоят на кассах хозяйствующего субъекта.
Такой сценарий возможен, если предприятие вправе использовать кассы в режиме без передачи фискальных данных. Такое право появляется у хозяйствующих субъектов, расположенных в отдаленных от сетей связи местностях. Таковыми признаются населенные пункты с численностью населения не более 10 тыс. человек (приказ Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 — ССЫЛКА).
Предполагается, таким образом, что торговое предприятие будет использовать кассу, соответствующую требованиям Закона № 54-ФЗ — то есть, оснащенную фискальным накопителем, но без договора с ОФД (поскольку технически подключение к серверам Оператора осуществляться не будет). Как следствие, данные с накопителя передаются в ФНС без использования интернета в установленном порядке.
Так, в соответствии с пунктом 14 статьи 4.2 (ССЫЛКА) предприятие, владеющее кассой, в случае ее перерегистрации в связи с заменой фискального накопителя (или снятия ККМ с регистрации) обязаны осуществить:
считывание фискальных документов, что записаны в накопитель;
передать в ФНС эти документы — наряду с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККМ (или снятии кассы с регистрации).
На практике «осуществление считывания» может быть произведено в представительстве ФНС: фискальный накопитель нужно отнести туда, и работники ведомства сами считают нужные данные с устройства (письмо ФНС России от 16.02.2018 № АС-4-20/3107@ — ССЫЛКА). Поскольку заявление на перерегистрацию в данном случае будет, скорее всего, бумажным — то визит в ФНС, так или иначе, предполагается, и схему со считыванием силами ее работников можно рассматривать в качестве основной.
Важный нюанс: не следует путать статус указанных отдаленных от сетей связи населенных пунктов с теми, что соответствуют критерию труднодоступных — в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ — ССЫЛКА. Хозяйствующие субъекты, расположенные в труднодоступных местностях, вправе не использовать ККТ в принципе — и, соответственно, не попадают под фискализацию выручки, полученной на кассе с ККМ. Их выручку (и расходы) ФНС «фискализирует» иными способами — вне юрисдикции Закона № 54-ФЗ.
На практике фискализация по кассе без ККМ осуществляется в рамках различных мероприятий налогового контроля, при которых проверяющие, как правило, смотрят:
Отдельная процедура — фискализация выручки, отраженной на расчетном счете хозяйствующего субъекта. Она предполагает получение проверяющими доступа к данному счету либо направление в их адрес документации, отражающей операции по счету (выписок, квитанций) — в соответствии с запросами ФНС в рамках проверок. Но эта процедура в принципе не имеет отношения к организации работы касс хозяйствующим субъектом — хотя и выступает частью «фискализации» (понимаемой в широком смысле).
Кассового аппарата
Следующая интерпретация понятия фискализации соответствует технической процедуре, при которой ККМ с фискальным накопителем — по которой ФНС будет получать данные о выручке и расходах (онлайн или офлайн — в зависимости от режима пользования кассой), в установленном порядке вводится в эксплуатацию.
Советуем посмотреть эту полезную статью о том, как производится фискализация кассы на примере ККТ Атол — ССЫЛКА.
В общем случае фискализация онлайн-кассы осуществляется в рамках более масштабной процедуры — регистрации ККМ в ФНС. Данная процедура проводится по следующему алгоритму:
Хозяйствующий субъект заключает договор с ОФД (условимся, что он ведет деятельность на территории, что не относится к отдаленным от сетей связи).
Хозяйствующий субъект регистрируется в Личном Кабинете на сайте ФНС (если до того не зарегистрирован).
Хозяйствующий субъект оформляет квалифицированную ЭЦП, что подходит для документооборота с ФНС (если ее еще нет).
Отметим, что если имеется подпись для налоговой отчетности, то в общем случае она подойдет.
Сертификат ЭЦП в установленном порядке интегрируется с аккаунтом хозяйствующего субъекта на сайте ФНС.
Онлайн-касса (если их несколько, то в отношении каждой нужно производить аналогичную процедуру) подключаются к компьютеру, с которого осуществляется выход на сайт ФНС.
Осуществляется регистрация каждой ККМ в ФНС.
В этих целях в ФНС направляется заявление на регистрацию по установленной форме. Если онлайн-касса используется в режиме с передачей данных (то есть, при наличии контракта с ОФД), то заявление подается через Личный кабинет хозяйствующего субъекта на сайте Налоговой службы.
Нужно войти в ЛК, затем выбрать «Учет ККТ». Далее — нажать на «заполнить параметры вручную», после чего — ввести требуемые сведения. В их числе — модель ККМ и накопителя, их заводские номера. Также необходимо указать наименование ОФД.
После ввода всех данных нужно нажать на «Подписать и отправить». В течение нескольких минут регистрационный номер ККМ, присвоенный Налоговой службой, должен отобразиться в разделе «Учет ККТ».
Осуществляется активация накопителя — собственно, его фискализация (по существу — «фискализация» самой кассы, поскольку накопитель правомерно рассматривать ее ключевым аппаратным компонентом), на каждой ККМ.
Для этого задействуется программа от производителя ККМ. То, как установить ее и запустить, необходимо узнавать у конкретного поставщика кассы. В программе нужно указать ряд ключевых сведений — которые затем будут прописаны к подключенной к компьютеру кассе. В их числе — регистрационный номер. Только при условии его наличия фискализация накопителя будет возможна.
Видео — фискализация кассы Эвотор 5:
По завершении активации накопителя «фискализированная» ККМ напечатает тестовый кассовый чек. Его реквизиты пригодятся на завершающем этапе регистрации кассового аппарата в ФНС. Чтобы его начать, нужно зайти в раздел «Учет ККТ» в ЛК, а затем — нажать на ссылку «РН ККТ».
На открывшей странице будет пункт «Завершение регистрации». Нужно выбрать его, а затем указать в открывшемся окне требуемые реквизиты тестового чека. Также потребуется указать его номер — 1. По завершении ввода данных нажать на «Подписать» и отправить.
После ККМ будет считаться введенной в эксплуатацию в соответствии с установленными законом алгоритмами взаимодействия хозяйствующего субъекта и ФНС.
Видео — фискализация ККТ семейства Атол:
На практике эти алгоритмы, как правило, дополняет ряд иных — связанных с обеспечением функционирования онлайн-кассы в режиме обмена данными с ОФД. В этих целях касса, зарегистрированная в ФНС, подлежит интеграции с серверами Оператора. Данная процедура осуществляется в соответствии с правилами конкретного ОФД — необходимо узнать о них у самого оператора.
Отметим, что у многих ОФД (например, ЗДЕСЬ) есть готовые интерфейсы для регистрации ККТ в ФНС. Или же — есть услуга по осуществлению такой регистрации. О специфике применения обоих механизмов, позволяющих зарегистрировать кассы в ФНС — то есть, фискализировать их с точки зрения обеспечения ввода ККТ в эксплуатацию, также следует узнавать при непосредственном взаимодействии с представителями Оператора фискальных данных.
Чека онлайн-кассы
«Фискализация» как процедура сбора данных о выручке на кассе (при условии предварительной фискализации — как этапа введения ККМ в эксплуатацию) на практике осуществляется в рамках «фискализации» как установленного порядка создания и обработки кассового чека.
Кассовый чек может быть:
бумажным;
электронным.
При расчетах в обычном магазине в бумажном виде формируется обязательно, в электронном — по желанию покупателя. При расчетах в интернете — только в электронном. Обе разновидности чека должны включать реквизиты, предусмотренные:
Форматами фискальных документов, что утверждены приказом ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ (ССЫЛКА).
Кассовый чек — основной носитель сведений о выручке (расходах), которые интересны ФНС. И именно он, а не какой-либо другой документ, передается из ОФД налоговикам. Для этого и используются унифицированные форматы — так, чтобы отправленный чек был полностью распознан получателем, а до того — сформирован на кассе так, чтобы его можно было передать Оператору при условии его последующего корректного распознавания.
Таким образом, фискализацию кассового чека по сути составляют 3 процедуры:
создание чека в соответствии с ФФД (и требованиями Закона № 54-ФЗ по реквизитам);
передачу чека (соответствующего ФФД) в ОФД;
передачу чека в ФНС.
Отметим, что в рамках обмена данными между хозяйствующим субъектом, ОФД и ФНС может осуществляться оборот, в принципе, довольно широкого спектра фискальных документов (чек — лишь частный их случай). Например — отчетов о закрытии и открытии смены. Но, так или иначе, именно чек — основной источник данных для ФНС по выручке. Именно его «фискализация» — обязательное условие «фискализации» как процедуры, направленной на обеспечение интересов государственной казны.
Электронные копии чеков во всех случаях хранятся на серверах ФНС (как правило, и ОФД тоже). Доступ к ним при необходимости может осуществить любой заинтересованный человек — если у него на руках есть ключевые идентификаторы оригинального чека. Во всех случаях они зашифрованы в QR-коде, что размещается на рассматриваемом фискальном документе (и считается одним из обязательных его реквизитах).
Если есть изображение QR-кода (как вариант, сфотографированное камерой смартфона), то по нему можно загрузить полноценный электронный чек из базы данных ФНС с помощью приложения «Проверка кассового чека» (читайте подробнее как выполняется проверка чека по QR-коду).
Если нет возможности загрузить электронный чек по QR-коду, то его можно проверить на подлинность по другим реквизитам — используя, в свою очередь, ресурсы от ОФД. Как правило в их число входят (на примере сервиса проверки чеков ОФД.ру — ССЫЛКА):
номер фискального накопителя;
фискальный номер документа;
фискальный признак документа.
Все они доступны на оригинальном чеке.
В случае, если заинтересованное лицо — например, покупатель товара, обнаружит, что полученный им в магазине чек не прошел проверку — то он может сообщить об этом в ФНС. Как результат — такой человек станет одним из субъектов процедуры фискализации чека.
Резюме
По букве закона фискализация кассового аппарата — это процедура его ввода в эксплуатацию в соответствии с законодательством. Она входит в состав более масштабной процедуры — регистрации ККТ в ФНС (которая, в свою очередь, представляет собой совокупность отдельных процедур — например, фискализации фискального накопителя). После «фискализации» как ввода онлайн-кассы в эксплуатацию ФНС может осуществлять фискализацию как процедуру получения данных о выручке и расходах по кассе хозяйствующего субъекта. Эта процедура, в свою очередь, осуществляется на практике в рамках фискализации кассовых чеков — основных носителей таких данных.
Фискализация платежей (выручки и расходов) хозяйствующего субъекта ФНС может быть осуществлена и вне контекста процедур обмена между ним и ведомством данными, что отражены в фискальных документах по Закону № 54-ФЗ (как и кассовых документах вообще). Возможна, таким образом, существенно более широкая трактовка понятия «фискализации» — как любого действия уполномоченного государственного органа, направленного на обеспечение интересов исполнения государственного бюджета и положений законодательства, что регулируют использование казны и устанавливают правомочия ведомств в рамках реализации бюджетной политики страны. «Фискальные» действия в соответствии с такими правомочиями могут образовывать самые разные виды фискализации.
В каких случаях нужна перерегистрация ККТ в Налоговой службе и как она производится. Где взять бланк заявления о перерегистрации ККТ и как его заполнить
Для успешного ведения бизнеса можно подобрать необходимое оборудование для САЛОНОВ КРАСОТЫ, КЛИНИНГА, ОБЩЕПИТА, АВТОСЕРВИСА и других направлений предпринимательской деятельности.