Ошибка «ОФД не отвечает»
Отсутствие связи с ОФД — одна из общераспространенных проблем в пользовании онлайн-кассами. Факт наличия сложностей с соединением может отображаться как в интерфейсах ККТ (на ее экране — при его наличии), так и на фискальных документах, которые формируются на кассе (чеках, отчетах). В самом общем случае такое отображение производится с помощью сообщения «ОФД не отвечает» и подобных ему.
ОФД не отвечает: что это значит
«ОФД не отвечает» — сообщение, которое может пропечатываться в отчете о закрытии смены на некоторых моделях касс линейки АТОЛ и ряда других (при этом, звучать может по-разному — как вариант, «Не отвечает ОФД»).
Это сообщение входит в перечень часто встречаемых неполадок на онлайн-кассах, что отражены в официальных инструкциях к ККМ от самих производителей.
Если на отчете от кассы АТОЛ отображено, что ОФД не отвечает, то это означает, что попросту отсутствует связь между онлайн-кассой и сервером Оператора фискальных данных. Причины тому могут быть разные. В их числе:
- неверные настройки онлайн-кассы (вызванные в том числе обновлением прошивки ККМ);
- проблемы на стороне оператора.
Как правило, существенные проблемы на стороне Оператора — редкость. Поэтому, наиболее вероятная причина того, что ОФД не отвечает — некорректные настройки на стороне пользователя онлайн-кассы.
Неосуществление передачи данных в ОФД может обозначаться не только на фискальных документах — как в случае с кассами АТОЛ, но также и в программных интерфейсах онлайн-касс. К примеру, в меню управления кассами Эвотор может появляться сообщение «(!) ОФД». Оно означает, что онлайн-касса подключена к сети, но не может направить в ОФД фискальные документы в течение более, чем 24 часов.
Отметим, что в случае, если настройки для связи с ОФД в кассе Эвотор не прописаны совсем, то на экране появится другое сообщение: «Нет связи с ОФД». Также будет отображено количество неотправленных Оператору фискальных документов.
Наряду с некорректностью настроек, причинами неосуществления отправки чеков в ОФД могут быть:
- Отсутствие связи кассы с интернетом.
Настройки соединения с ОФД могут быть при этом вполне корректными — как и сама касса может функционировать нормально. Интернет может пропадать по разным причинам — как вариант, если что-то сбилось в настройках Wi-Fi или GSM. Проблемы с беспроводным интернетом — довольно частое явление.
- Сбои в аппаратном и программном обеспечении кассового аппарата.
Примеров неисправностей здесь может быть много, как и причин. Самое простое — если на кассу что-то пролили. Встречаются проблемы при обновлении прошивки.
- Выход из строя фискального накопителя.
Он может быть «плановым» — например, если истек срок эксплуатации накопителя, или если он переполнится. Либо внеплановым — если произошел какой-то аппаратный сбой внутри данного довольно сложного технологического компонента ККМ.
- Выключение онлайн-кассы вследствие отключения электричества.
Многие кассы оснащены аккумуляторами. Но далеко не все. А если говорить о стационарных моделях — возможно, и меньшинство. Как правило, при отключении электричества пропадает и интернет тоже.
Так или иначе, если ОФД не отвечает — что может отражаться в интерфейсах разных касс по-разному, но означать одно и то же (невозможность обмена данными между ККМ и оператором), эту проблему надо решать. При ее сохранении возможны неприятные риски для пользователя онлайн-кассы.
Какие есть риски
Фискальные документы, записываемые в память онлайн-кассы — чеки, БСО, и те же отчеты (об открытии и закрытии смены), могут храниться в памяти фискального накопителя и не передаваться в ОФД в течение 30 дней без каких-либо последствий для пользователя кассы. Но если данный срок истек, то фискальный накопитель заблокируется — и на кассе нельзя будет «пробивать» выручку. При этом, сразу по подключении ККМ к ОФД — с первым же сеансом связи, в самом общем случае производится разблокировка.
Поэтому, на практике проблема, о которой идет речь, как правило, не существенна. Практически наверняка у пользователя будет возможность в течение месяца откорректировать настройки ККМ. А если неполадки на стороне ОФД — тем более правомерно ожидать, что они будут решены в течение указанного срока, а скорее — гораздо более оперативно.
Отдельный сценарий — если прекращение связи с ОФД обусловлено не сбоями в настройках, а вызвано как раз сбоями в аппаратной части ККМ. Или — ее фискального накопителя. Это означает, что сама касса перестала правильно работать. В данном случае её применять нельзя, иначе — штраф.
В случае обнаружения аппаратных проблем (которые могут различным образом себя проявлять — например, когда касса попросту отказывается выдавать чеки), необходимо прекратить торговлю. Затем — обратиться к поставщику ККМ за разъяснениями по последующим действиям (скорее всего, придется приглашать специалиста или везти кассу в ремонт).
В исключительных случаях при неработающей ККМ вести торговлю можно — при условии:
- последующей фискализации выручки с помощью чеков коррекции — на уже работающей ККТ;
- выдачи покупателям товарных чеков в подтверждение покупки.
Пример такого исключительного случая — масштабный сбой онлайн-касс в декабре 2017 года, когда ККМ отказались работать в огромном количестве магазинов по всей России. Тогда налоговики разрешили отпускать товары без пробития чеков — но с последующей фискализацией выручки через чеки коррекции. При этом, такая фискализация может быть осуществлена на любой ККМ — необязательно той, которая сломалась.
Вместе с тем, сообщение «ОФД не отвечает» или аналогичное ему по существу обычно обозначает наличие «мягкой» проблемы — отражающей некорректность настроек. С ними в самом общем случае и нужно работать.
Не отвечает ОФД: что делать в таком случае
Инструкции к кассам от АТОЛ гласят, что на сообщение «ОФД не отвечает» нужно отреагировать так:
- перезагрузить онлайн-кассу;
- проверить настройки по связи кассы с сервером ОФД.
Практические действия по настройке онлайн-кассы производятся с помощью специальных программ от производителя ККМ. Например — решений линейки АТОЛ Драйвер (
Основные настройки, которые нужно проверить:
- IP-адрес сервера;
- порт для связи с ОФД;
- тип канала для обмена данными.
Все эти сведения нужно уточнить в самом ОФД — они могут меняться.
Рассмотрим алгоритм настройки параметров ОФД в прошивке ККМ на примере программы Тест драйвера ККТ (входит в состав продукта Драйвер ККТ в версии 10). Необходимо:
- Запустить тест драйвера.
- Нажать на кнопку «Свойства» (сверху справа).
- Нажать на «Параметры ККТ» (в открывшемся окне — снизу справа).
- Выбрать требуемую группу параметров.
В данном случае — группа ОФД под пунктом 15.
Далее — ввести нужные настройки, а затем нажать на «Применить».
Если настройка не помогла, то необходимо обратиться в сам ОФД за разъяснениями. Вероятно, неполадки в этом случае имеют место на стороне Оператора, и нужно дождаться, пока он их устранит.
В случае применения касс от других производителей алгоритм решения проблемы будет, в целом, аналогичным. Нужно:
- узнать в ОФД, какие настройки правильные;
- загрузить программу для редактирования настроек ККМ;
- внести необходимые корректировки в настройки и сохранить их.
Например, на сайте оператора фискальных данных ОФД.ру после возникновения ошибки «ОФД не отвечает» предлагается следующее решение (
Разумеется, во всех случаях предполагается корректность подключения ПК, на котором загружена программа для управления кассой, к самой ККМ. А также — наличие связи с интернетом (как и правильные настройки подключения к нему в кассе). Если здесь есть проблемы — нужно обращаться к техническим специалистам, отвечающим за сеть.
Теоретически отсутствие связи ККМ с ОФД может быть также обусловлено тем, что данные о кассе, отраженные в Личном кабинете пользователя на сервере Оператора, не совпадают с теми, что отражены в Личном кабинете хозяйствующего субъекта на сайте ФНС. В любом случае имеет смысл их сверить.
Для этого нужно:
- Войти в Личный кабинет на сайте ФНС.
- Выбрать «Учет ККТ».
- Выбрать «проблемную» онлайн-кассу (или ту, по которой есть подозрения).
- Нажать на «РН ККТ».
- В параллельной вкладке браузера — войти в Личный кабинет на сайте ОФД.
Затем — найти кассу в Личном кабинете. После — способом, который предусмотрен Оператором, получить данные по ней. Например, в случае с Контур.ОФД (
Что ещё нужно иметь в виду
Многие пользователи онлайн-касс замечают, что даже по факту восстановления связи онлайн-кассы с ОФД — когда фискальные данные полноценно передаются, в некоторых фискальных документах, тем не менее, проскакивают записи, по смыслу совпадающие с фразой «ОФД не отвечает» или же полностью ей соответствующие. И обусловлено это, как замечают администраторы онлайн-касс, некорректными настройками соединения по интерфейсу EoU (то есть, связи через USB-кабель).
Использование данного интерфейса — общераспространено в силу популярности самих USB-портов. Правильная его настройка предполагает:
- Наличие свежих драйверов на онлайн-кассу — чтобы ее можно было настраивать с компьютера.
- Правильную настройку «виртуальных» COM-портов, которые используются для обмена данными между ККМ и драйвером.
Если говорить о кассах АТОЛ, то для настройки интерфейса EoU их пользователь может задействовать утилиту от производителя.
- Последующую диагностику связи онлайн-кассы с ОФД.
Производится она в соответствии с инструкциями от производителя онлайн-кассы. Распространено 2 способа: ввод специальной команды с помощью клавиш на ККМ, а также использование программы управления ККМ, которая устанавливается на ПК.
При использовании некоторых устаревших моделей фискальных накопителей встречается ситуация, при которой накопитель, если связь ККМ с ОФД отсутствует более, чем 5 дней, проставляет на всех последующих кассовых чеках — даже если связь восстановлена, флаг «ОФД не отвечает». Можно не обращать на это внимание — если ККМ не выдает иных сообщений о том, что связи с ОФД нет.
На кассах Эвотор со старой прошивкой может наблюдаться ситуация, при которой сообщение «(!) ОФД» появляется, даже если все необходимые настройки произведены. В этом случае достаточно обновить прошивку. Как правило, она обновляется автоматически — если ККМ подключена к интернету. А если обновления не происходит, то его можно произвести вручную в соответствии с инструкцией от производителя онлайн-кассы (
Резюме
«ОФД не отвечает» — распространенное сообщение, которое может показываться в фискальных документах, формируемых на кассах АТОЛ. Схожие по смыслу сообщения могут отображаться на экранных интерфейсах, как и, аналогично, в различных фискальных документах от других производителей ККМ. Неважно, как сообщение звучит, означает оно одно: касса не может связаться с Оператором фискальных данных.
Обусловлено это может быть неверными настройками соединения кассы с ОФД, сбоями в работе кассы и интернета, а также проблемами на стороне ОФД. Первая причина — самая частая. Чтобы ее устранить, необходимо перепроверить и при необходимости откорректировать настройки онлайн-кассы — воспользовавшись специальными утилитами от производителя ККМ.
Если в течение 30 дней связь кассы с ОФД не будет налажена — она заблокируется. Это главный риск. На устаревших фискальных накопителях может быть предусмотрена печать сообщения об отсутствии связи с ОФД на чеках даже при наличии связи — на эти сведения можно не обращать внимания.
Если проводится взаимозачет между организациями ККТ нужно ли применять при этом?
Читайте статью про ИС Цербер — что это такое и как в ней зарегистрироваться.
Многих предпринимателей интересует стоимость онлайн-кассы https://onlain-kassy.ru/oborudovanie/kkt/skolko-stoit.html с учетом всех сопутствующих расходов.
Видео — как исправить ошибку «Нет связи с ОФД» на кассах Эвотор:
Для успешного ведения бизнеса можно подобрать необходимое оборудование для