Кросс-докинг в логистике и его особенности

Кросс-докинг в логистике и его особенности

Использование складских мощностей, функционирующих по принципу кросс-докинга, становится все более востребованным в среде российских предприятий, представляющих различные отрасли. Кросс-докинг привлекателен по большому количеству экономических критериев, и потому весьма перспективен во многих сегментах бизнеса.

 
 
 

Кросс-докинг (cross-docking): что это такое в логистике

Термин «кросс-докинг» (от английского cross-docking) можно перевести как «сквозное складирование». Он обозначает подход к организации работы склада, при котором товарно-материальные ценности, приходящие в фирму от поставщиков, не задерживаются на ее складе (территории склада, в целом) надолго, а в оперативные сроки (как правило, в течение 24 часов) перенаправляются к тому или иному адресату. Общераспространена схема, при которой соответствующий адресат — это конечный потребитель продукции, в отношении которой фирма выступает продавцом. Но также это может быть и дистрибьютор или иной контрагент, осуществляющий ту или иную обработку поступившего груза.

Чем кросс-докинг отличается принципиально от обычного, традиционного склада? Можно говорить, что для обычного склада характерно наличие следующих типичных процедур:

  • разгрузки товара;
  • принятия товара на хранение;
  • инвентаризации товара;
  • оприходования товара;
  • обеспечения сохранности товара исходя из его характеристик (которые могут предполагать, к примеру, задействования холодильного оборудования).

На обычном складе товар в течение достаточно продолжительного времени «ждет», пока его «закажут» — подрядчик, оптовик, конечный потребитель. Или используют в бизнес-процессе иным способом (например, пустят в дальнейшее производство). При соответствующей классической схеме организации работы склада, как правило, неизбежны различные накладки в организации его работы — «затоваривание», пересортица, образование недостач, утеря потребительских качеств товара вследствие несоблюдения условий его хранения. В любом случае владелец склада несет различные издержки, связанных с организацией хранения размещаемых там товаров.

операции при кросс-докинге и на обычном складе

При кросс-докинге же не осуществляется длительное хранение товара. Принятый от поставщика, он в оперативные сроки направляется (перенаправляется) определенному адресату, конечному потребителю — который готов к тому моменту его принять. Товару не нужно «ждать» совершения «заказа».

кросс-докинг в логистике (сквозное складирование)

По существу, в рамках схемы кросс-докинга склад (даже при всех его внешних признаках соответствия типичному назначению), фактически, становится распределительным, транзитным центром. Стоит отметить, что даже такая совокупность его характеристик обуславливает необходимость организации на нем работ, сопутствующих типично складским — например, работ по упаковке (или переупаковке) товаров, формированию товарных комплектов, маркировке. Однако, функция формирования запасов, типичная для классического склада, при кросс-докинге сводится к минимуму.

отличие кросс-докинга от обычного склада

Бывает, что при кросс-докинге происходит прямое перемещение товара с транспортных средств поставщика на то, которое доставит его к адресату (тому же конечному потребителю). В этом случае как таковые складские мощности в цепочке поставок не используются в принципе или используются минимально (образуя минимальные издержки по осуществлению операций с товарами). Бывает различного типа «гибридный» кросс-докинг — например, когда с транспортного средства поставщика выгружается не весь товар, а его часть: остальное, как вариант, отвозится на другой склад или распределительный центр. Опять же, отгруженная часть товара в таком случае может временно размещаться на складских мощностях или же перемещаться напрямую на ТС, следующее к адресату. К тому же, данная часть может дополняться отгрузками с других ТС от поставщиков в целях формирования комбинированной (и по факту представленной в определенной комплектации) партии товаров, подлежащих доставке тому или иному адресату.

Схемы работы склада с кросс-докингом

Склад с кросс-докингом может функционировать по разным схемам. Общераспространены две — одноэтапный и двухэтапный. Кросс-докинг первого типа предполагает, что склад перенаправляет груз, принятый от поставщика, адресату без какого-либо изменения ее структуры. В данном случае исходная поставка идентифицируется в привязке к определенному грузополучателю: их не может быть двух или более, так как груз «неразборный». Двухэтапный кросс-докинг предполагает, что склад все же определенным образом вносит в структуру груза, принятого от поставщика, те или иные изменения. Например — разделяет полученные ТМЦ на несколько частей, подлежащих распределению по разным грузополучателям, или же объединяет такие части с частями других грузов (которые могут быть приняты от одного или нескольких разных поставщиков). Состав грузополучателей при двухэтапном кросс-докинге определяется исходя из конечного состава соответствующих отдельных поставок или объединенной поставки.

Таким образом, двухэтапный кросс-докинг на практике намного сложнее одноэтапного, и организован он может быть в рамках большого количества схем. При этом, в определенные моменты времени приоритетными для склада могут оказываться разные схемы: он (самостоятельно или при участии контрагентов) с учетом тех или иных обстоятельств выбирает оптимальную.

В рамках одноэтапного кросс-докинга складская инфраструктура, как правило, не слишком масштабна. Она может, к примеру, совсем не предусматривать наличия на складе зоны комплектации — промежуточной между зонами приемки товаров (от поставщика) и их отгрузки (адресатам). Собственно, может не быть образовано даже двух соответствующих зон: и приемка и разгрузка могут осуществляться на одном участке склада. Но такой подход — скорее, исключение, поскольку предполагается, что в данном случае товарооборот, при котором необязательно формирование отдельных участков для разгрузки и приемки, будет небольшим. В то время как кросс-докинг, даже одноэтапный, рассчитан, прежде всего, на пользование предприятиями, которые имеют дело с большими объемами товарооборота.

Указанные две схемы организации кросс-докинга объединяет, так или иначе, два ключевых признака:

  • отсутствие необходимости в длительном размещении товаров на имеющихся складских мощностях;
  • наличие у склада точной информации по предстоящему маршруту движения партий товаров (обработанных или необработанных).

В рамках обеих приведенных выше схем при кросс-докинге могут осуществляться, как и различным образом сочетаться друг с другом, такие процедуры как:

  1. Смена одного транспортного средства, с которого принята поставка, на другое — на которое она (в обработанном или необработанном виде) отгружается адресату.

В случае, если замена ТС происходит, то на складе задействуются различные перевалочные мощности в необходимом объеме. Что касается конкретных типов задействуемых при перевалке автомобилей, то разгрузка товара, как правило, производится из крупногабаритных фур, а погрузка — в автомобили с меньшей грузоподъемностью. Вместе с тем, автомобиль на отгрузку подбирается с учетом комплектности заказа (характеристик емкостей для размещения груза), и не исключено, что это тоже будет большая фура.

  1. Разделение полученного от поставщика груза, на отдельные грузы для нескольких разных адресатов.

В этом случае поставка с одной или нескольких машин обрабатывается складом, а затем, после разделения, распределяется по автомобилям, которые готовы развезти их адресатам. Характеристики автомобилей, получающих товар на отгрузку, также подбираются под тип груза.

  1. Получение и обработка грузов от разных поставщиков с последующим формированием отдельных комплектов на поставку для нескольких разных адресатов.

Может показаться, что это та же операция по пункту 2, но осуществляемая в несколько потоков одновременно. Но это не совсем так: в рассматриваемом случае, как правило, используется промежуточная зона расконсолидации груза, в которой сначала размещаются все принятые от поставщиков ТМЦ, а затем разделяются по адресатам (и погружаются впоследствии на подходящие автомобили).

схема кросс-докинга при получении ТМЦ от разных поставщиков

Возможны, безусловно, различные «гибридные» сочетания указанных выше процедур обработки груза, как и дополнение их различными сопутствующими. Так, в некоторых случаях происходит «догрузка» товара за счет запасов, которые имеются на момент формирования отгрузки на складе. В этом случае склад очевидным образом используется в «классическом» формате, хотя и в течение непродолжительного срока.

В различных сценариях применения кросс-докинговых схем применяются различные типы складской инфраструктуры.

Инфраструктура склада Cross-Docking

В зависимости от конкретного типа склада, используемая инфраструктура может быть очень разной. Но к числу наиболее распространенных ее технических компонентов правомерно отнести:

  1. Сортировочные конвейерные ленты.

Сортировка товаров, поступающих на начало таких лент и движущихся вниз — на пути к различным видам тары, в которые они должны быть упакованы, может происходить вручную или автоматически.

  1. Сортировочные ленты разнонаправленные.

Размещенный на них товар может «путешествовать» не только снизу вверх, как в случае с конвейерной лентой, а практически по любым участкам склада: направление движения соответствующих лент может быть самым разным. Главная задача применения рассматриваемого типа складской инфраструктуры — автоматизация перемещения товара между разными этапами его обработки. Устройство, крайне востребованное при двухэтапном кросс-докинге, когда может возникнуть необходимость в перемещении разных типов товаров в самых разных направлениях между участками погрузки и разгрузки.

  1. Сортировочные ленты овальные.

Они обеспечивают круговое перемещение товара между различными участками их обработки (на одном уровне). Одним из таких участков будет изъятие товара с ленты на последующую обработку (упаковку, комплектование груза).

  1. Рельсовые дорожки.

Они обеспечивают «движение» товара (методом скольжения по наклону) от начала пути движения по «рельсам» до пункта их обработки (упаковки). Оптимальны для перемещения по складу одежды. Размещение товара на рельсах может осуществляться и в автоматизированном режиме — с помощью специальных крюков (цепляющих одежду, поступившую с приемки, за вешалку и размещающих товары на дорожке), и вручную.

  1. Сортировочные лотки.

Представляют они собой емкости с днищем, которое наклонено относительно пола на 45 градусов. В каждую из таких емкостей помещается определенный товар, подлежащий сортировке. После ее завершения (как и иных необходимых этапов обработки товара) емкость открывается и товар быстро «съезжает» вниз — прямо в упаковочную тару.

Таким образом, типичный кросс-докинговый склад должен иметь вышеописанные разновидности инфраструктуры. В этом случае его можно будет считать в достаточной мере универсальным пунктом обработки поставок, который приспособлен к удовлетворению потребностей заказчиков из самых разных отраслей.

Отметим, что кросс-докинговый склад должен иметь, не считая указанных типов «механической» инфраструктуры, также определенные мощности, представленные инфраструктурой недвижимой, а также транспортно-погрузочной, причем, с определенными характеристиками. Так, например, само по себе помещение склада не должно быть слишком протяженным: желательно, чтобы его ширина составляла не менее 30-40% от длины. Необходимо предусмотреть наличие достаточного количества транспортных ворот как на приемке, так и на выгрузке. Как и транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, позволяющих задействовать имеющиеся мощности на приемке и на выгрузке.

Склад также может потребоваться оснастить различными видами специальной инфраструктуры, приспособленной к размещению или обработке отдельных типов грузов. Например, если это скоропортящиеся продукты, то даже при осуществлении самых оперативных операций по их обработке в рамках кросс-докинга потребуется холодильное оборудование. Функционировать оно должно бесперебойно, поэтому, не обойтись без дополнительного оснащения склада резервными источниками электроэнергии. Как и необходимыми ресурсами для поддержания оборудования в рабочем состоянии, проведения оперативного его ремонта, осуществления своевременного технического обслуживания используемых механических средств.

Для кого подходит кросс-докинг

Задействование схемы кросс-докинга имеет ряд преимуществ для каждого участника цепочки движения товара — поставщика, самого склада, конечного потребителя.

Прежде всего, снижаются издержки на обеспечение функционирования типичных складских операций: нет, к примеру, необходимости содержать слишком большие по площади помещения (как и, в частности, платить с них налоги на имущество), использовать ресурсоемкое погрузочно-разгрузочное оборудование, предназначенное для размещения тяжеловесных грузов на длительное хранение. Сводятся к минимуму издержки, связанные с естественной убылью товаров, хищениями. Стимулируется общая производительность труда: работники склада, зная об ограниченности имеющихся ресурсов, получают в распоряжение технические средства, обеспечивающие в достаточной мере быстрое перемещение товаров на территории склада.

Фирма, оперирующая складом с кросс-докингом, может заключать контракты практически с любым количеством поставщиков (и адресатов получения грузов), поскольку риски «затоваривания» в данном случае сводятся к минимуму. А при увеличении интенсивности использования имеющихся мощностей (то есть, при появлении новых контрагентов) их, как правило, можно достаточно оперативно масштабировать. Собственно, соответствующая оперативность — еще одно преимущество кросс-докинга в сравнении с обычным складом, который обычно обладает относительно фиксированной производительностью, трудно увеличиваемую (даже если не слишком оперативно) при необходимости. Как и образующую потребность в несении оператором склада издержек даже в том случае, если заказов нет и склад простаивает.

Применение схем кросс-докинга будет способствовать увеличению привлекательности поставщика в глазах конечного потребителя — за счет сокращения времени доставки товара от момента заказа. Данная особенность, к тому же, повышает оборачиваемость товаров и, соответственно, делает бизнес более рентабельным.

Указанные преимущества кросс-докинга могут быть востребованы самыми разными категориями предприятий. Прежде всего, это крупные сетевые ритейлеры, интернет-магазины, оптовики. Что касается ритейла, которые активно взаимодействует с поставщиками различных товаров, то кросс-докинг позволяет представителям данной отрасли значительно повышать эффективность логистики. Например — за счет включения малых партий товаров от разных поставщиков, концентрируемых на складе с кросс-докингом, в более масштабную поставку, направляемую в конкретный магазин (сеть магазинов). Это избавляет торговое предприятие от необходимости завоза соответствующих малых партий напрямую от каждого поставщика и, соответственно, от несения намного больших транспортных издержек сторонами договоров поставки.

Таким образом, кросс-докинг можно считать в наибольшей степени приспособленным к сферам экономики, в которых осуществляется оборот товаров, представленных в широком ассортименте и доставляемых от одних участников цепочки движения товаров к другим относительно небольшими партиями. Как раз тот случай, когда формируется ассортимент розничного магазина — размещающего на полках мелкие партии товаров разного типа и, как правило, от разных поставщиков.

Идеальный тип груза для кросс-докинга — товар с высокой оборачиваемостью и стабильным спросом (либо поддающимся моделированию исходя из общепринятых, прозрачных критериев его формирования). Прежде всего, это продукты питания (особенно, с коротким сроком годности), которые требуют оперативной доставки от поставщика к конечному потребителю, одежда, мелкая и среднегабаритная электроника. Собственно — самые востребованные в розничной торговле товары.

Так или иначе, к числу тех сфер бизнеса, в которых применение кросс-докинга может быть наиболее эффективным, правомерно отнести:

  1. Оптовую торговлю между хозяйствующими субъектами.

В этом случае кросс-докинговый склад будет местом обеспечения взаимодействия большого количества дистрибьюторов и розничных точек. Их прямое взаимодействие может характеризоваться крайне невысокой экономической рентабельностью, вследствие чего задействование кросс-докинга будет важным фактором повышения конкурентоспособности каждого из участников оптовых поставок.

  1. Сфера производства и продажи изделий, характеризующихся высокой оборачиваемостью, во многих случаях — малым сроком годности.

То есть, это как раз продукты питания, некоторые виды медикаментов, цветы, подарки.

  1. Торговля товарами сезонного спроса (когда у производителя или дистрибьютора есть потребность по распределению товаров по конкретным точкам продаж в определенные сроки).

Например, это может быть мороженое, востребованное, прежде всего, именно в жаркую погоду — в связи с чем необходимость в пополнении его запасов в определенной торговой точке возникает ситуационно, по фактической погоде.

пример кросс-докинга в логистике

Можно говорить о том, что кросс-докинг — схема, подходящая для бизнеса во всех случаях, когда речь идет о работе с большим количеством поставщиков, разнотипными товарами, а также о необходимости их доставки (распределения) адресатам в оперативные сроки. Как и в тех случаях, когда расходы на обеспечение длительного хранения товаров по объективным причинам будут высоки, и для участников цепочки их движения от производителя до конечного потребителя будет желательно (а то и необходимо с точки зрения поддержания рентабельности бизнеса на приемлемом уровне) свести соответствующие расходы к минимуму.

То, насколько эффективным окажется кросс-докинг на практике, прямо зависит от качества используемой инфраструктуры и уровня ее технической поддержки. Условно говоря, сломанная сортировочная лента должна быть заменена или отремонтирована в сроки, сопоставимые со сроками обработки заказов. Лучший вариант — упреждающее обнаружение технических проблем с инфраструктурой, своевременное отслеживание степени ее износа. Издержки на такое обнаружение во многих случаях сильно ниже возможных убытков при выходе инфраструктуры из строя.

Практическое применение кросс-докинга предполагает учет различных его особенностей. Ознакомимся с ними далее.

Особенности использования системы сквозного складирования

К числу ключевых особенностей кросс-докинга можно отнести тот факт, что эффективность составляющих его операций достигается, прежде всего, за счет использовании большего количества (большей интенсивности задействования имеющегося количества) транспортных средств на различных участках осуществления операций с грузами — в сравнении с теми показателями, которые бы характеризовали организацию работы классического склада (при аналогичных объемах товарного потока). Это обусловлено тем, что при наличии необходимости оперативно перемещать товары от одного участника цепочки такого перемещения к другому могут формироваться партии, значительно меньшие тех, что образовывались бы при традиционной схеме со складом. Таким образом, на кросс-докинговом складе — всегда больше «движения», чем на обычном. И осуществляется оно на практике в том числе при задействовании механизированных средств для перемещения грузов.

При кросс-докинге основная часть работы по оптимизации состава груза проводится на стороне отправителя, поставщика — от которого затем склад принимает соответствующий груз. В то время как на традиционном складе она в намного больших объемах перекладывается на сторону самого склада (фирмы, которая им оперирует). Как следствие, с кросс-докингового склада практически снимается ответственность за возможные недостачи, пересортицу (хотя бы просто потому, что складу будет некогда их выявлять): за сведение их к минимуму отвечать будет поставщик. Как и снимается ответственность за возможное несоответствие груза от поставщика тем требованиям, которые установил адресат: все претензии будут адресованы отправителю, поскольку склад по объективным причинам не сможет проверять содержимое всех контейнеров.

Вместе с тем, складу необходимо быть готовым к исключительно точному соблюдению сроков обработки (приемки, погрузки адресатам) грузов. Или — к оперативному изменению таких сроков, обусловленному возникновением тех или иных сложностей на стороне поставщика (или адресата, обеспечивающего приемку груза, укомплектованного до того на складе). Как вариант — обусловленных претензиями по комплектности или качеству товара со стороны получателя. Складу нужно быть готовым оперативно вернуть не принятый товар поставщику (причем, не в ущерб текущим поставкам в сторону адресатов). И не исключено, что в договоре будет прописана ответственность за неосуществление такого возврата в установленный срок: в этом случае склад, несмотря на отсутствие издержек в части контроля качества и комплектности грузов, может стать одним из самых пострадавших участников цепочки движения товаров в случае, если получит неустойку.

Лучший вариант — когда у склада имеются в распоряжении представленные в достаточном объеме данные, которые позволяют рассчитать динамику предстоящих поставок (отгрузок адресатам). Соответственно, его контрагенты должны быть готовы такие данные предоставить. Например, это может быть статистика по продажам тех или иных товаров конечным потребителям. В этих целях возможно договориться об интеграции WMS-платформы склада с товароучетными платформами поставщиков и адресатов.

Обеспечение соответствия критериям указанной оперативности — не менее сложное направление деятельности, чем та же оптимизация грузов, что характерна для обычного склада. Правомерно говорить о том, что склад с кросс-докингом должен работать круглосуточно на случай возможных отклонений во времени поставок, которые могут составлять до нескольких часов — в то время как традиционный склад вполне может работать лишь в определенное время. Круглосуточная работа — это повышенная зарплата работникам, больший объем потребляемых коммунальных ресурсов. Во многих случаях — необходимость в наличии дополнительных резервов (запчастей), которые может потребоваться оперативно использовать для обеспечения непрерывности функционирования склада (например, для того же ремонта вышедшей из строя сортировочной ленты). Такие резервы необходимо где-то размещать, как и, безусловно, своевременно обслуживать.

При практической организации кросс-докинга важно уделить должное внимание обеспечению формирования необходимых товаросопроводительных документов. Бывает, что груз, по своим характеристикам идеально подходящий под кросс-докинг, на практике оказывается не слишком совместим с конкретной моделью организации работы склада как раз в силу необходимости направления чрезмерных ресурсов на оформление требуемой документации. Так, например, если это продукты питания, поставляемые непосредственно сельскохозяйственным производителем, то на них во многих случаях требуется оформление ветеринарных документов. Ошибки в их оформлении могут приводить к частым возвратам товара и заполнением, как следствие, складских площадей неликвидной продукцией. В то время как ресурс по соответствующему заполнению в случае с кросс-докингом будет, очевидно, довольно скромным.

С учетом отмеченных выше особенностей кросс-докинга можно выделить ряд его ключевых преимуществ и недостатков. Рассмотрим их далее.

Преимущества и недостатки

К числу главных преимуществ кросс-докинга правомерно отнести:

  • ускорение комплектации заказов, повышение оперативности взаимодействия с поставщиками и потребителями;
  • оптимизацию работы склада, повышение эффективности задействования его мощностей;
  • отсутствие ограничений по количеству контрагентов, с которыми можно выстраивать взаимодействие (и появление, таким образом, хорошего потенциала для диверсификации экономической модели работы склада);
  • снижение издержек по размещению товаров (как следствие, появление возможности выставления конкурентоспособных цен для контрагентов);
  • повышение оборачиваемости капитала;
  • приспособленность к оперативному реагированию на изменения в динамике спроса на те или иные товары.

Вместе с тем, можно говорить и о наличии у кросс-докинга ряда недостатков. В их числе:

  • периодическое появление расхождений между различными параметрами на стороне поставщика, склада и адресата отправки товара;
  • необходимость интеграции ERP-платформы адресата и системой складского учета (WMS), к которой стороны могут быть не готовы в полной мере (готовы не на всех этапах взаимодействия).

Кроме того, как мы уже отметили выше, кросс-докинг предназначен, прежде всего, для складов с достаточно высоким товарооборотом. Поэтому, его практическая эффективность на малых мощностях может оказаться не слишком очевидной.

Так или иначе, один из главных критериев соответствующей практической эффективности — экономическая рентабельность рассматриваемого подхода к организации работы склада. Важнейший ее параметр — стоимость услуг склада, использующего кросс-докинг (в ситуации, когда торговое предприятие обращается за соответствующими услугами к внешнему поставщику).

Рассмотрим далее, какими составляющими может быть представлена стоимость услуг современного склада, оказывающего услуги кросс-докинга в России.

Из чего складывается стоимость услуги кросс-докинга

По существу, кросс-докинг — процедура комплексная, состоящая из разных операций, ручных и механизированных. То, какие конкретно процедуры будут выполняться в тот или иной момент времени, зависит от конкретной производственной задачи. В свою очередь, организация, управляющая кросс-докинговым складом, должна быть готовой выполнить любую требуемую процедуру в срок, определяемый исходя из потребностей заказчика. И для обеспечения гарантии ее выполнения она может закладывать определенные резервы — влияющие в конечном итоге на себестоимость ее услуг.

Так или иначе, у каждой процедуры, производимой на складе, имеется некая себестоимость. В случае, если кросс-докинговый склад принадлежит предприятию (которое, таким образом, само по себе имеет статус поставщика), то соответствующая себестоимость образует производственные расходы данного предприятия. Вместе с тем, на современном российском, как и, по сути, на мировом рынке, общераспространена схема, по которой кросс-докинговый склад — это самостоятельный хозяйствующий субъект, работающий с внешними контрагентами, поставщиками и адресатами отправки грузов, которые ему платят за оказываемые услуги. Таким образом, типичной для рынка моделью задействования инфраструктуры кросс-докингового склада правомерно считать модель «склад как сервис», когда собственник (оператор) данной инфраструктуры оказывает услуги, соответствующие различным процедурам обращения с грузами, по тем или иным коммерческим тарифам.

Можно говорить и о том, что на рынке сложились некие типовые перечни таких услуг, как и относительно устоявшиеся критерии формирования цен на них. Речь может идти о таких услугах как:

  1. Перегрузка (посредством перевалки или расконсолидации) из крупных фур в менее габаритные транспортные средства (например, в «Газели»).

Типовая стоимость разгрузки полной фуры (объемом порядка 80 куб. метров) составляет порядка 10 000 рублей. Погрузки в одну «Газель» (объемом порядка 10 куб. метров) — около 2000 рублей. Таким образом, «полный цикл» процедур в рамках перевалки груза с фуры объемом 80 куб. метров с последующим распределением груза на 8 «Газелей» будет стоить: 10 000 + 2000 * 8 = 26 000 рублей.

  1. Временное хранение ТМЦ.

Поскольку при кросс-докинге не предполагается длительного размещения товаров на складе, то тарификация в рамках данной услуги, как правило, посуточная. Типовая цена — 20 рублей на 1 кв. метр площади за сутки хранения груза. Или примерно 15 рублей за одно паллетоместо, если осуществляется их использование. Если объем груза измеряется в кубометрах, то оплата происходит в соответствии с таким объемом. Типовая цена — 20 рублей за 1 куб. метр груза в сутки.

  1. Выгрузка ТМЦ на временное размещение.

Стоимость услуг по выгрузке товаров на кросс-докинге, как правило, зависит от того, осуществляется она вручную или же механизировано. В свою очередь, стоимость ручной выгрузки зависит от веса одного перегружаемого объекта. За объект весом около 10 кг поставщику придется заплатить порядка 10 рублей. Если осуществляется механизированная выгрузка, то тариф обычно «привязывается» к паллетоместу. Примерная стоимость выгрузки одного объекта, соразмерного паллете, в таком случае — порядка 150 рублей.

  1. Комплектация заказов (в случае, если требуется их распаковка и перераспределение по отдельным адресатам).

Тарификация здесь осуществляется примерно по тем же принципам, что применяются в случае с выгрузкой товаров на склад. Стоимость обработки одной единицы размещения груза — короба, упаковки или мешка, зависит от его веса. Будет стоить такая обработка порядка 10 рублей за 10 кг груза.

Также в части комплектации заказов распространена тарификация в расчете на 1 товарную единицу. Базовая стоимость ее обработки — 3 рубля за штуку.

  1. Погрузка укомплектованных заказов.

Опять же, ее стоимость зависит от способа ее осуществления — механически или вручную. При механизированном варианте погрузка обойдется примерно в 150 рублей на 1 паллетоместо. Или 10 рублей за 10 кг груза при ручной погрузке укомплектованных заказов. Либо 3 рубля за 1 товарную единицу.

Следует отметить, что все указанные процедуры в рамках кросс-докинга оплачиваются, как правило, независимо друг от друга. Полная стоимость услуг склада, таким образом, будет представлять собой сумму расходов по каждой из них.

Дополнительно могут оплачиваться (по тарифам, установленным конкретным поставщиком складских услуг):

  • паллетирование, сами паллеты;
  • вывоз образующихся при обработке грузов ТБО;
  • пломбирование грузов;
  • взвешивание грузов;
  • обвязка грузов лентой;
  • прокладка грузов картонными листами;
  • прошивка мешков с грузами;
  • маркировка товаров;
  • подготовка сопроводительной документации;
  • проведение инвентаризации.

Разумеется, это далеко не полный перечень процедур (услуг), на которые будет тратиться поставщик товара, обратившийся к оператору кросс-докингового склада. Конечная тарификация во многом будет зависеть от конкретной комбинации заказанных услуг: не исключено, что склад проявит готовность сделать хорошую скидку с учетом общей стоимости заказа. Вместе с тем, в процессе обработки грузов может возникнуть объективная необходимость в приобретении различных дополнительных услуг, не входящих в предзаказ. Поставщику товаров следует быть к этому готовым.

Несмотря на распространенность использования кросс-докинга в рамках схемы «склад как услуга», многие предприятия — промышленные или оптовые, также готовы к самостоятельному внедрению рассматриваемого принципа организации работы склада. Данная задача — непростая, но может оправдать трудовые и материальные вложения в ее решение.

Как организовать кросс-докинг на предприятии

Прежде всего, фирме необходимо определить, нужен ли ей кросс-докинг на практике: не следует начинать обустраивать склад соответствующим инновационным способом только лишь потому, что это модно и «на слуху» (как вариант, реализовано конкурентами). Необходимо просчитать, насколько эффективным будет отказ от принципов использования склада классическим способом — поскольку, скорее всего, будут использоваться имеющиеся основные мощности. А если сохранятся в том числе старые — подсчитать, не выйдет ли неоправданно накладным внедрение кросс-докинговых схем, используемых одновременно с традиционными.

склад кросс-докинг на предприятии

Как правило, «обустройство» собственного кросс-докингового склада наиболее оправдано на тех современных предприятиях, которые осуществляют производство (дистрибьюцию) товаров с малыми сроками годности. В этом случае товар, принимаемый с производственных линий (поступивший оптом от производителя), обрабатывается в кросс-докинговом подразделении фирмы, а затем перенаправляется заказчику. Но, вместе с тем, к числу «рентабельных» относятся, в принципе, любые востребованные в современной рознице типы товаров.

Практические масштабы «внутрикорпоративного» кросс-докинга могут сильно разниться в зависимости от масштабов самого предприятия, специфики производимых им товаров, интенсивности спроса на него. Можно выделить, условно говоря, кросс-докинг «начального уровня», при котором фактическую функцию кросс-докингового склада на предприятии может играть расположенная рядом с зоной приемки товара зона, в которой возможно комплектовать готовую продукцию на отгрузку заказчикам. Полномасштабный же кросс-докинг потребует использования складских мощностей, размещаемых обособленно от основного производства.

Доступ к соответствующему участку для подготовки заказов — при «начальном» кросс-докинге, или к высокопроизводительной складской инфраструктуре при полномасштабной организации работы кросс-докингового склада, должны иметь подразделения фирмы, отвечающие за оформление товаросопроводительной документации и выполнение иных юридически значимых процедур (например, опломбировки комплектов). В случае с «внутрикорпоративным» кросс-докингом фирма, если она производитель товара — «сама себе поставщик», и потому для ее случая задействования кросс-докинга не характерно исключение процедур, составляющих тщательную подготовку товарных комплектов. Таким образом, возможно появление потребности в организации «переезда» специалистов нужного профиля из привычных для них офисных помещений на те участки здания, где будут производиться кросс-докинговые процедуры. Или же — в найме новых специалистов на соответствующие участки.

В свою очередь, сама же фирма (силами ответственных подразделений) также будет особенно интенсивно, что обусловлено спецификой кросс-докинга, работать с заявками на поставки от заказчиков. Данное направление деятельности предполагает быть довольно «трудоемким»: ответственным подразделениям предприятия нужно будет обеспечивать оперативность получения заявок, их обработку, формирование оптимального графика поставок — который, к тому же, скорее всего, предстоит согласовывать с большинством заказчиков. Аналогично, потребуется обеспечить постоянное присутствие таких людей на кросс-докинговом участке производства или непосредственно на складе.

Отмеченный график поставок, очевидно, недостаточно будет просто составить — потребуется строжайшее соблюдение прописанных в нем сроков доставки грузов. В этих целях необходимо назначение ответственных и компетентных специалистов, осуществляющих контроль над таким соблюдением. Предприятию также предстоит определить, где именно они на постоянной основе будут работать.

Аналогично, контрольные процедуры предстоит внедрить и на практических этапах обработки грузов в целях их оформления на доставку, а также по завершении самой доставки. Контролирующий сотрудник обязан будет, в установленном порядке взаимодействуя с каждым из заказчиков, устанавливать степень полноты и своевременности доставки, ее качества (например, в части обеспечения целостности и комплектности товаров), получать от заказчиков замечания и пожелания, как и доводить их до коллег, ответственных за формирование товарных комплектов для заказчиков.

работники на складе, работающем по системе кросс-докинг

Для организации подобной работы предприятию необходимо эффективно распределить обязанности, выполняемые при реализации кросс-докинговой схемы, среди ответственных сотрудников предприятия. Такими сотрудниками могут быть, например:

  1. Специалист или менеджер по работе с клиентами — отвечающий за работу с заявками от потребителей (адресатов доставки грузов с предприятия).

Важная составляющая его работы — оперативная коммуникация с заказчиком. Она может осуществляться посредством разных каналов: по телефону, через мессенджеры, соцсети, видеосвязь. При этом, каждый из соответствующих каналов должен обеспечивать необходимую идентификацию всех заявок — так, чтобы они не путались друг с другом, особенно, если речь идет об отгрузке однотипных или одинаковых товаров разным заказчикам.

Можно (если это не противоречит пожеланиям заказчика) организовать протоколирование информационного взаимодействия с каждым из адресатов: как вариант, вести записи телефонных переговоров, фиксировать историю переписки в электронном виде.

  1. Специалисты или менеджеры:
  • по закупу;
  • по доставке.

Человек, ответственный за закуп на предприятии, взаимодействует с поставщиками сырья и материалов, необходимых для выполнения заказов, проходящих через склад с кросс-докингом и обеспечивает, таким образом, поставку готовой продукции на соответствующий склад в положенные сроки. В свою очередь, менеджер по доставке (или несколько человек данного профиля, работающие в одном подразделении) будет отвечать за распределение партий готовой продукции, предварительно размещаемой (обрабатываемой) на складе с кросс-докингом, с учетом возможностей (грузоподъемности) имеющегося транспорта и иных компонентов складской инфраструктуры.

  1. Бухгалтер или иной компетентный специалист, который будет заниматься подготовкой документации в сопровождение поставки (выписывать накладные, счеты-фактуры, акты).
  1. Работники склада, которые будут комплектовать заказы в соответствии с имеющимися распоряжениями (документацией).
  1. Водители-экспедиторы, которые будут осуществлять практическую доставку грузов — в соответствии с имеющимися товаросопроводительными документами.

Правомерно говорить о том, что именно водители-экспедиторы будут нести ответственность за своевременную, соответствующую требованиям по комплектности, доставку партий готовой продукции. Таким образом, с каждым из них должен быть проведен необходимый инструктаж, беседы на предмет проверки компетентности и понимания того, что с учетом непрерывности функционирования кросс-докингового склада ошибки и недочеты в работе крайне нежелательны.

  1. Специалист или менеджер по работе с клиентами.

Его задача — на регулярной основе контролировать то, насколько корректно его коллеги и, в частности, водители-экспедиторы выполняют свою работу. В этих целях он может использовать различные мониторинговые инструменты — например, GPS-трекеры, отслеживающие движение корпоративных транспортных средств до заказчиков и обратно.

  1. Специалист юридического профиля, готовый при необходимости произвести правовую экспертизу документации, используемой на тех или иных участках оборота товара.

Главная его задача — своевременно обнаружить ошибки, которые могут привести к претензиям со стороны заказчика не по грузу, а по сопровождающей его документации. Например — в части оформления счетов-фактур, в результате чего у заказчика могут возникнуть сложности с получением вычета по НДС.

В теории отдельно взятый сотрудник может выполнять сразу несколько трудовых функций, соответствующих указанным направлениям работы, обеспечивающей функционирование кросс-докингового склада. Но, поскольку объем такой работы будет достаточно большим, то возлагать каждую из указанных функций предстоит, скорее всего, только на одного сотрудника. Или даже на нескольких — в силу масштабности ряда трудовых функций.

Правомерно говорить о ряде нюансов, характеризующих организацию корпоративного кросс-докинга, на которые необходимо обратить внимание при его внедрении на практике. Так, следует иметь в виду, что:

  1. Предприятию предстоит проводить активную работу над поддержанием наличия необходимых объемов выпуска товара, как и функционирования каналов его оперативного сбыта: долго размещать товары (в случае отказа от классических складских мощностей) будет попросту негде.
  1. Предприятию будет необходимо оценивать риски, появляющиеся на различных этапах организации перемещения товара с использованием кросс-докингового склада.

С учетом указанных рисков — обеспечивать необходимую подстраховку на случай их возникновения. Например, иметь достаточное количество резервных контрактов с альтернативными поставщиками — готовыми заменить основного оперативно (пусть и по завышенной цене). За соответствующее направление работы также может отвечать отдельный сотрудник, имеющий необходимые навыки.

В свою очередь, есть, безусловно, и риски, связанные с отказами самих заказчиков от осуществления закупки. И, поскольку предприятие будет ее поставщиком, такой отказ приведет к прямым убыткам. Таким образом, менеджменту предприятия следует выстраивать отношения с надежными заказчиками, испытывающими стабильную потребность в получении выпускаемой предприятием продукции.

  1. Важна грамотная работа и в части составления контрактов с поставщиками — особенно теми, с которыми осуществляется регулярное взаимодействие. Так, в договорах с поставщиками правомерно прописывать неустойки за нарушение условий поставки, или же дополнительные преференции в рамках будущих поставок в подобных случаях. А в договорах с заказчиком — правила корректного реагирования каждой из сторон на случаи вынужденной задержки с отгрузкой товаров в нужной комплектации с кросс-докингового склада предприятия.

Важно уметь договариваться с поставщиками, не прибегая к судебным разбирательствам. Любое из них предприятие может проиграть, вследствие чего его «рейтинги», так или иначе фиксируемые в различных реестрах, могут упасть.

Таковы особенности организации «внутрикорпоративного» кросс-докинга, который при должном подходе может быть отличным инструментом повышения эффективности работы предприятия. Следует при этом иметь в виду, что даже в случае идеально функционирующей схемы внутри компании целесообразно соизмерять фактические издержки, связанные с реализацией кросс-докинговых схем, с теми, которые бы соответствовали расходам при схеме «склад как услуга». Не исключено, что отдельные участки окажется выгоднее отдавать «на аутсорсинг».

Таким образом, кросс-докинг для современного предприятия — это еще и поиск оптимальной по соотношению затрат и потенциальной выгоды модели организации обращения товаров, которая может предполагать использование как внутрикорпоративных, так и внешних, оплачиваемых в порядке пользования специализированными услугами, мощностей.

Резюме

Кросс-докинговый склад — объект, на котором практически безостановочно (во многих случаях — круглосуточно) производятся различные операции с товарно-материальными ценностями. Данная работа проводится с единственной целью — избежания долговременного размещения соответствующих товаров на текущих складских мощностях. Поставщики таких товаров заинтересованы в скорейшей их доставке — в необходимой комплектности и с минимальными издержками, своим потребителям. Задача кросс-докингового склада — содействовать тому с помощью имеющейся инфраструктуры.

Приспособленный к процедурам кросс-докинга склад будет готов оперативно принять исходную поставку, осуществить ее перевалку или распределение в целях формирования требуемого груза для конечного адресата. При этом, у него не будет обязанностей по проверке комплектности исходных поставок, а также больших расходов на содержание имеющихся мощностей для размещения грузов. Кросс-докинговый склад должен быть готов, вместе с тем, к оперативному реагированию на запросы поставщиков товаров, как и их заказчиков, в части осуществления различных процедур, составляющих обработку поставки от момента ее получения и до момента отгрузки.

Важно иметь в виду, что при практической реализации кросс-докинговых схем согласованность между логистическими объектами участников оборота товара должна быть максимально проработанной. При наличии даже незначительных задержек и перебоев в их взаимодействии между собой (при транспортировке грузов, перевалке, комплектовании заказов) «встать» может вся кросс-докинговая цепочка. Важно, чтобы все ее участники эффективно и открыто взаимодействовали между собой, не нанося ущерба при этом собственным коммерческим интересам.

Таким образом, внедрению кросс-докинга на практике может предшествовать непростая и трудозатратная работа каждого участника цепочки движения товаров по согласованию этапов и составляющих такого движения. Согласование в данном случае может происходить как по юридическим критериям — требующим составления необходимой согласительной документации, так и по инфраструктурным, предполагающим в том числе обеспечение каждым участником необходимого технологического сопровождения операций с товарами. Как и наличие заинтересованности каждой из сторон в том, чтобы контрагент всеми возможностями для соответствующего обеспечения обладал.

В каких случаях выгодно брать кассу в аренду и какие нюансы при этом следует учитывать.

Читайте статью, поясняющую где указывается номер в кассовом чеке.

Как оформляется https://onlain-kassy.ru/normativ/buhgalteriya/inv/oprihodovanie-tovara.html оприходование товара.




Советуем посмотреть ПОДБОРКУ ПОЛЕЗНЫХ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ и ПО, которые будут полезны многим предпринимателям.


Поделиться:
Добавить комментарий