Маркетплейсы образовательных услуг в России — уже сейчас стабильно востребованный ресурс. Его роль с высокой вероятностью будет становиться все более значимой, и потому для современного учебного заведения или частного преподавателя важно выбрать правильную площадку — или несколько таковых, для продвижения собственных учебных курсов. Для этого могут быть задействованы самые разные онлайн-механизмы взаимодействия с целевым потребителем услуг по обучению.
Что такое маркетплейс образовательных услуг
Спрос на образовательные услуги как таковые в России — вне зависимости от их формата, традиционно стабилен. Востребованы сервисы, ориентированные на граждан разного возраста и организации разного профиля. Школьникам надо «подтягивать» проблемные предметы, корпорациям — повышать квалификацию специалистов, рядовым гражданам — получать новые навыки бытового и профессионального характера.
По мере развития онлайн-технологий особенно растущую востребованность показывают услуги по дистанционному обучению — также в самых разных сегментах. Ситуация с коронавирусом стала сильнейшим дополнительным стимулом к развитию данной области онлайн-коммуникаций. По подсчетам ряда экспертов, оборот российского рынка онлайн-услуг еще до карантина рос на 60% в год, средний чек на онлайн-курсы увеличивался в течение года более, чем на 20%.
К числу крупнейших игроков современного российского рынка онлайн-обучения можно отнести:
Специализированные образовательные организации, поставляющие свои услуги преимущественно в end-to-end формате (но при этом во многих случаях привлекающие на условиях подряда частных преподавателей).
По существу, это интернет-университеты, готовые предоставлять образовательные услуги как по стандартизованным, так по узкоспециализированным программам — с выдачей документа, подтверждающего обучение, а во многих случаях — с обязательством по содействию выпускникам в последующем трудоустройстве.
Агрегаторы образовательных услуг (маркетплейсы).
Традиционный поставщик предложения на таких площадках сейчас — частный преподаватель (ориентированный в основном на клиента школьного возраста). Но постепенно подтягиваются также сегменты B2B и B2C: поставщики услуг в статусе специализированных хозяйствующих субъектов (для клиентов, представляющих самые разные социальные и возрастные группы) становятся все более заинтересованными во входе в разогретый и достаточно платежеспособный рынок.
Значительная часть соответствующих специализированных поставщиков представлена, собственно говоря, игроками первого типа. Традиционные каналы продвижения своих услуг — рекламу, офлайн-мероприятия, они дополняют размещением своих предложений на маркетплейсах. А во многих случаях делают на таком размещении основной акцент.
В сегменте онлайн-агрегаторов образовательных услуг можно выделить крупнейшую категорию проектов — площадки, на которых поставщики таких услуг выкладывают собственные образовательные продукты (как и образовательные материалы — учебники, видеоролики, презентации) бесплатно. Тем самым — способствуя узнаваемости собственного бренда. Которое, очевидно, будет одним из стимулом роста коммерческих обращений к услугам соответствующего поставщика — напрямую или через маркетплейс, клиентом, который удовлетворен качеством бесплатного контента.
Приобретать довольно крупные масштабы деятельности в онлайн-сегменте также могут проекты:
учреждаемые образовательными организациями напрямую (такие как, например, проект «Специалист.ру» от МГТУ им. Баумана);
учреждаемые непосредственно на корпоративном уровне (как вариант, ставшие развитием определенного вида деятельности на предприятии — например, связанного с инвестированием и потребовавшего улучшения навыков работников в области управления финансами, маркетинга, анализа результатов административно-хозяйственной деятельности корпораций);
для размещения предложений об услугах по написанию дипломных, курсовых работ — традиционно востребованных по разным причинам (и оказываемых профессиональными преподавателями).
Отметим, что классические маркетплейсы — подобно товарным, где поставщик платит площадке за факт продажи единичной услуги, в сегментах B2B и B2C, в России пока еще не слишком развиты. Но есть все основания полагать, что площадки такого типа будут приобретать популярность на волне возросшего спроса на образовательные услуги в дистанционном формате.
Рассмотрим, какие в России сейчас есть действующие онлайн-маркетплейсы образовательных услуг (и предназначенных для оказания таких услуг продуктов), изучим особенности и перспективы их пользования поставщиками в лице частных лиц и специализированных образовательных организаций.
Условимся, таким образом, рассматривать два ключевых вышеобозначенных сегмента в сфере маркетплейсов в области онлайн-обучения:
площадки, на которых поставщик продает свои услуги как таковые;
площадки, на которых поставщик продвигает себя как бренд — не осуществляя продаж образовательных услуг напрямую, но предоставляя бесплатный доступ к тем или иным видам источников знаний.
Будем учитывать при этом то обстоятельство, что граница между физическим лицом и корпорацией как фактическими поставщиками таких услуг в ряде сегментов часто становится сильно размытой. Но, тем не менее, постараемся выделить также специализированные проекты, на которых сведения о своих услугах публикуют преимущественно физические лица.
Как продать образовательную услугу: обзор маркетплейсов
Действующие российские маркетплейсы образовательных услуг можно классифицировать на следующие основные категории:
площадки для реализации образовательных программ широкого профиля;
узкопрофильные проекты;
проекты реферального типа.
Примеры известных универсальных площадок — проектов первого типа:
На портале опубликовано более 9000 образовательных программ в рамках различных направлений. Поставщики услуг, публикующие сведения о себе и своих продуктах там — самые разные. Это вузы (учебные центры при них), частные образовательные организации — такие как GeekBrains и Нетология, корпоративные университеты, языковые центры.
Проект Учеба.ру, один из самых узнаваемых маркетплейсов образовательных услуг, правомерно отнести к площадке для размещения предложений преимущественно в сегментах B2B и B2С. Это одна из немногих состоявшихся и активно развивающихся российских площадок такого профиля.
Заинтересованный поставщик может получить на портале обычный и коммерческий доступ (как и доступ к сопутствующему инструментарию для продвижения своего бренда — например, в виде получения приоритета в отображении предложений о курсах в поисковой выдаче по каталогу на сайте). Также к пользователю платного аккаунта приставляется персональный менеджер, который будет отвечать за актуальность информации, размещаемой в каталогах.
На сайте есть удобный калькулятор для подсчета стоимости размещения предложений по образовательным услугам. В соответствии с расчетами по нему, публикация сведений о курсах, тренингах или семинарах для взрослых для поставщика услуг обойдется в 9000 руб. в месяц для среднего размера учебного заведения (размещающего сведения о не более, чем 50 программах и курсах на портале). При единовременной годовой оплате возможна значительная скидка — при использовании которой фактическая цена размещения предложений составит 3150 руб. в месяц. Для малых образовательных организаций (до 10 публикаций) цена ниже, для крупных (без ограничений по публикациям) — выше, но не намного.
Online.edu.ru (Современная цифровая образовательная среда в РФ).
Домен Edu.ru – один из старожилов российского сегмента интернета, он был зарегистрирован в 1996 году, принадлежит Министерству образования. Портал примечателен тем фактом, что учрежден он на государственном уровне — и, соответственно, отражает факт заинтересованности подотчетных Минобру учреждений в развитии онлайн-формата взаимодействия с обучающимися.
На портале указано, что проект находится в стадии опытной эксплуатации, но, тем не менее, на нем опубликовано уже более 1700 различных курсов. Причем — самой разной направленности: от общих вопросов философии науки до веб-программирования. В скором времени правомерно ожидать пополнения каталога новыми, актуальными предложениями от различных игроков рынка.
Как следует из предоставленной на действующем сайте площадки информации, одна из ключевых категорий поставщиков услуг, размещающих свои предложения на государственном маркетплейсе Edu.ru — вузы. Но есть и частные образовательные проекты — от таких брендов как GeekBrains, Нетологии, Mail.ru Group.
Можно, таким образом, в обозримом будущем ждать возобновления активной деятельности портала — наработки на нем хорошие.
Еще один узнаваемый маркетплейс образовательных услуг. Публикует курсы самой разнообразной тематики — позиционируя себя, прежде всего, как площадка в области дополнительного образования.
Самой популярной в описании проекта на стартовой странице называется та, что связана с обучением в области 1С, востребованы учебные программы по бухгалтерии, финансам, менеджменту. Довольно многочисленная по количеству курсов тематика в каталоге сайта — навыки в сфере IT (по всем тематикам данной области — более 7000 программ). Также популярны личные компетенции, рост, карьера (более 6700 курсов). Есть, безусловно, вузовские программы и MBA.
Как следует из правил размещения образовательных программ и мероприятий на сайте Edumarket.ru, для поставщиков образовательных услуг соответствующее размещение осуществляется бесплатно. При этом, доступны также различные опции по дополнительному платному продвижению публикаций. Основной инструмент здесь — размещение рекламы на ресурсах, принадлежащих проекту.
Поставщиками услуг выступают как молодые, так и опытные бренды — такие как SkillFactory, UniBrains. Публикуются реальные отзывы студентов об опыте обучения. Портал работает как со специализированным учебными заведениями, так и с частными преподавателями, а также с авторами курсов. Заинтересованное лицо должно написать письмо о желании сотрудничать: условия будут, вероятно, в подробностях оговорены в ходе последующего диалога.
Площадка представляет собой во многом уникальную онлайн-платформу, на которой российские вузы могут осуществлять полноценное дистанционное обучение студентов по самым разным программам — среднему профобразованию, бакалавриату, магистратуре, дополнительному профобразованию.
Платформа фактически выступает посредником между заинтересованным лицом и фактическим поставщиком услуг в виде полноценного вузовского курса. По окончании обучения выпускник получает диплом государственного образца. Обучение платное, на том и зарабатывают сам проект и партнерские вузы.
Что касается узкоспециализированных площадок — проектов второго типа, то публикуемые на них предложения, как правило, соотносятся к различным смежным нишам. Либо — бывают представлены буквально в нескольких ключевых категориях.
Так, есть маркетплейс Mentoreum.com. Это очень молодая, но уже вполне зарекомендовавшая себя онлайн-площадка для размещения предложений по образовательным услугам самого разного профиля — оказываемыми как частными наставниками, так и специализированными организациями. Среди лидирующих категорий услуг, публикуемых в каталоге маркетплейса — здоровье и фитнес, красота, бизнес, цифровые решения, творчество, саморазвитие, обучение детей, языки. Всех их может объединять некий критерий направленности на личностное саморазвитие — в меньшей степени на совершенствование профессиональных навыков.
На портале возможна публикация в том числе и бесплатных курсов. В качестве авторов обучающих программ активно привлекаются профессиональные блогеры — готовые поделиться своими навыками с заинтересованными пользователями. Вместе с тем, через площадку Mentoreum реализовывают свои услуги ключевые игроки рынка онлайн-обучения — такие как SkillBox, Нетология, а также многие крупнейшие корпорации — такие как Иннополис.
Проект, обеспечивая продажу образовательных продуктов от независимых поставщиков, взимает с них комиссию — в 10% от сделки. Площадка содействует продвижению публикуемых там курсов с помощью собственной платформы, к которой подключено несколько десятков тысяч потенциальных учеников.
Другую платформу, Courseburg.ru, можно считать узкоспециализированной по другому критерию — наличию небольшого количества ключевых категорий образовательных программ, опубликованных на ее страницах. При желании можно выделить некоторую его узкую специализацию по географическому признаку.
Дело в том, что проект аккумулирует, в первую очередь, предложения от поставщиков из Москвы и Санкт-Петербурга. Основные специализации связаны с бьюти-индустрией (курсы наращивания ресниц, макияжа, маникюра), а также с обучением фотографии. Данный маркетплейс-посредник осуществляет запись на курсы в ответ на запрос заинтересованного пользователя, который должен оставить номер телефона.
Проекты третьего, реферального типа характеризуются тем, что предложения на таких ресурсах размещены немного необычно для маркетплейса — в виде ссылок на сторонние ресурсы, принадлежащие непосредственно поставщикам курсов (в свою очередь, описанные выше порталы — не реферальные, на них подача заявок на обучение осуществляется при прямом участии портала). Площадки рассматриваемого типа могут в принципе не предполагать самостоятельного размещения данных там (как, собственно, осуществления регистрационных процедур для последующего размещения данных) поставщиком услуг. Надо тем или иным доступным образом выходить на связь с администрацией и договариваться о порядке публикации объявлений. Распространено взаимодействие в рамках такого сотрудничества через соцсети, мессенджеры с помощью контактов, представленных на агрегаторах.
Публикации на таких ресурсах, как правило, весьма информативны — поскольку направлены на обеспечение продажи конкретной образовательной услуги. В описании может быть сразу указано, в частности, гарантирует ли поставщик образовательной услуги трудоустройство по прохождении обучения. Могут быть большие разделы по акционным предложениям от онлайн-школ. Часто приводится отображение подробных сведений о преподавателях — с указанием их ключевых профессиональных компетенций. Предлагаться могут программы с выдачей сертификата или без, с гарантией трудоустройства — или в отсутствие данной преференции. Возможна публикация бесплатных курсов.
Всего в каталогах рассматриваемого типа может находиться от нескольких сотен до нескольких тысяч предложений по курсам. Тематики — разноплановые, связаны с финансами, аналитикой, Project-менеджментом. Как правило, рейтинги курсов, и есть основания полагать, что вполне репрезентативные — поскольку основаны на отзывах учащихся.
К популярным реферальным ресурсам можно отнести порталы:
Go-Course.ру (крайне симпатичный проект — аккумулирующий курсы, включая в их описание различные ключевые особенности конкретных программ, на которые заинтересованный пользователь может в первую очередь ориентироваться);
CourseFinder.ру (как и на рассматриваемом портале, в описании программ указываются их особенности, описывается формат, присутствуют отзывы);
CourseList.ру (примечателен детальным описанием преимуществ прохождения обучения по тому или иному курсу);
Courcity.ру (имеет очень удобный дизайн и наглядную систему классификации курсов);
Kursfinder.ру (включает очень подробное описание курсов, опубликованных на портале);
Coursestop.ру (примечателен указанием перечня навыков, который получит обучившийся по курсу);
LearningClub.ру (есть детальное раскрытие программы обучения по просматриваемым курсам);
Mooc.ру (много современных курсов технологического направления — например, по машинному обучению, нейронным сетям);
Tutortop.ру (удобно отображается информация о датах начала и длительности программ — на основании которой можно выбрать подходящий по времени курс, наглядно отражается сравнение курсов по стоимости);
Gde-Online.ру (примечателен аккумулированием отзывов о школах, публикующих объявления о курсах, в целом, и, соответственно, оценок по опыту взаимодействия обучающихся с каждой школой, а также возможностями сравнения различных курсов);
Vaity.ру (позиционируется как агрегатор курсов от IT-школ, всего в каталоге — более 1800 предложений);
Eduverse.ру (крупнейшая категория предложений — программы для школьников, поэтому, данный ресурс может быть регулярно востребован ими, как и поставщиками услуг для соответствующей возрастной категории обучающихся);
Y-Skills.ру (проект позиционирует себя как «крупнейший агрегатор курсов в России»: там представлено более 900 программ от ведущих онлайн-школ, есть бесплатные курсы, программы с гарантией трудоустройства).
Отметим, что на Y-Skills есть две крупнейшие тематики — программирование (но там есть, действительно, прекрасно классифицированный каталог программ обучения для разработчиков разного профиля) и эстетическая красота (аналогично, по очень многим востребованным видам деятельности в данной сфере). Поэтому, внутри рассматриваемой реферальной категории образовательных маркетплейсов можно выделить подкатегории условно «многопрофильных» и условно «узкопрофильных» проектов.
Та или иная площадка реферального типа может позиционировать себя как ресурс, где «лучшие» курсы в том или ином ключевом сегменте (например, IT, школьное образование, дизайн) собираются в одном месте. При этом, разнотипные категории учебных направлений могут соседствовать между собой: бывает, что по соседству со школьными программами есть курсы по программированию, дизайну, аналитике, и даже программы по бизнесу и управлению.
Обращает на себя внимание тот факт, что значительную часть поставщиков, публикующих своих предложения в каталогах реферального типа, составляют именно крупнейшие игроки рынка, такие как Skillbox, «Фоксфорд», GeekBrains. Это говорит об эффективности реферальных схем продажи образовательных услуг — иначе они не были бы востребованы рынком.
Разные типы курсов на реферальных порталах, как правило, можно сравнивать между собой — по таким критериям как:
стоимость;
возможность рассрочки;
длительность;
трудоустройство;
тип курса (есть «курс», а есть «профессия»).
На отдельные курсы могут даваться — вероятно, по согласованию с конкретным поставщиком образовательных услуг.
Есть реферальные ресурсы очень емкие — на которых может быть размещена информация о более, чем 2000 учебных программах по широкому кругу тематик — в сфере языков, дизайна, бизнеса, здоровья и многих других востребованных. К таким относится, например, сайт Skill4.me. Там есть примечательная опция — оформить курс с кэшбэком в 10%. Разработчики проекта пишут о том, что на сайте размещаются только проверенные курсы после тщательного отбора, а также с учетом анализа по отзывам и репутации авторов. Значительную долю поставщиков занимают вузы — что подтверждает некий ценз по уровню поставщиков.
Отдельная подкатегория «продающих» маркетплейсов — те, на которых поставщиками услуг выступают преимущественно физические лица (не представляющие какую-либо образовательную организацию напрямую либо не акцентирующие внимание клиентов на факте занятости там). Как правило, это различные образовательные проекты — такие как:
Uchi.ру (онлайн-платформа для дистанционного обучения по школьным и связанным с ними программами);
Skyeng.ру (онлайн-маркетплейс для преподавателей иностранных языков);
Repetitors.инфо (сообщество частных репетиторов, в котором они могут размещать анкеты со сведениями, на основании которых заинтересованное лицо может выбрать подходящего специалиста).
Другая крупнейшая категория агрегаторов предложений от поставщиков образовательных услуг — платформы, на которых размещаются бесплатные курсы, обеспечивающие, в первую очередь, продвижение поставщика как бренда.
Онлайн-маркетплейсы в образовании: продвижение бренда учреждения
К числу лидирующих площадок в рассматриваемой категории можно отнести такие проекты как:
Маркетплейс образовательного контента и услуг Элемент (elducation.ru).
Площадка представляет собой каталог электронных книг, курсов, интерактивных и видеоматериалов, публикуемых специализированными учебными заведениями и частными авторами. Основная часть материалов — связана со школьными предметами, и потому один из самых востребованных типов контента на площадке — школьные учебники. Причем — распространяемые в электронном виде бесплатно издателями.
Осуществляя такое распространение, издатель, таким образом, продвигает свой бренд — способствуя улучшению его восприятия (как и восприятия издаваемых им продуктов) в среде целевых потребителей.
Доступ в АИС «Маркетплейс образовательного контента и услуг» на официальном сайте elducation.ru осуществляется через единый портал государственных и муниципальных услуг – подробная инструкция в формате PDF.
Universarium.орг.
Представляет собой межвузовскую площадку электронного образования, на которой высшие учебные заведения России бесплатно публикуют полноценные курсы. Любой желающий может их прослушать и получить знания — точно так, как если бы побывал на лекции в самом вузе. Целевая аудитория сайта разнообразна: это и школьники старших классов, и работники предприятий, заинтересованные в повышении квалификации или переподготовке, это и студенты вузов. Есть курсы, специально предназначенные для широкой аудитории — для людей, пожелавших улучшить свои знания в той или иной области.
Университет — размещая бесплатные курсы на Универсариуме, также играет на свой бренд, повышая уровень собственной узнаваемости в студенческой среде и иных целевых аудиториях.
Таким образом, на российском рынке складывается многоуровневая система взаимодействия поставщиков и потребителей образовательных услуг онлайн — развивающаяся в том числе при растущей роли маркетплейсов таких услуг. Заинтересованному поставщику при этом следует учитывать не только изменения в форматах указанного взаимодействия, но также и объективные рыночные закономерности в части формирования спроса и предложения в различных сегментах оказания образовательных услуг.
Попробуем разобраться, какими рыночными закономерностями — определяющими перспективы образовательного сегмента, может характеризоваться поведение участников рынка образовательных услуг, которые взаимодействуют между собой через маркетплейсы.
Перспективы дистанционного обучения
Наибольший спрос, по оценке ряда специалистов, наблюдается, и в ближайшее время с высокой вероятностью сохранится, в областях:
изучения иностранных языков;
психологии;
личностного роста;
профподготовки;
спортивной подготовки;
организации досуга;
репетиторства.
Будут расти узкоспециализированные направления обучения — связанные, в частности, с освоением языков программирования. Люди начинают интересоваться такими программами крайне активно: по темпам такой «заинтересованности» соответствующее направление, по существу, не уступает традиционно лидирующему изучению иностранных языков.
Стимулом в развитии сферы онлайн-обучения в целом и маркетплейсов образовательных услуг может стать и активное участие в ее развитии крупных корпораций — таких как «Яндекс», Mail.ru Group. Как отмечают эксперты, онлайн-обучение начинают иначе воспринимать — гораздо менее консервативно, чем несколько лет назад, самые разные категории участников рынка — государственные вузы, корпорации, сами клиенты образовательных организаций. Подтягивается и законодательная база: так, дипломы российских вузов, полученные по итогам прохождения слушателями дистанционных курсов, сейчас фактически приравнены к «офлайновым» — как следует, в частности, из положений ст. 16 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ССЫЛКА).
Есть, конечно, в рассматриваемой области и проблемные сегменты: при рассмотрении перспектив работы там поставщику образовательных услуг стоит быть готовым к некоторым особенностям спроса, который данные направления характеризует. Так, в сегменте корпоративного обучения могут наблюдаться просадки кризисной природы: в периоды нехватки у предприятий оборотных средств — в том числе обусловленной ситуацией с коронавирусом, спрос на соответствующие программы как раз могут значительно снижаться. Хотя, вместе с тем, не исключена миграция заинтересованных в повышении собственной квалификации работников корпораций в смежные образовательные сегменты — те же языковые или связанные с изучением IT-технологий. В этой связи поставщикам надо быть готовыми пойти навстречу таким устремлениям — предлагая качественные программы обучения (как вариант, альтернативные корпоративным, или же дополняющие их по тем или иным востребованным параметрам).
Нельзя не учитывать закономерностей и в поведении фактических потребителей как таковых результатов получения знаний клиентом образовательной организации. Так, традиционно популярные онлайн-курсы в сегменте бьюти-индустрии в период карантина часто оказывались в существенной просадке из-за того, что падал спрос на конечные услуги, поставляемые человеком или организацией, прошедших такие курсы, своему конечному потребителю — у которого в сложившейся обстановке падал доход, или же который вследствие карантинных ограничений не мог обратиться в бьюти-салон. Но знания такого профиля, как правило, полезно получать на перспективу: устаревают они обычно медленно. И с учетом закономерного подорожания образовательных услуг (растет инфляция — растут и зарплаты специалистов, как и цены на услуги от частных поставщиков) заблаговременное прохождение учебы и в период «просадки» может быть вполне целесообразным решением.
Колоссальным стимулом к развитию сферы онлайн-образования, как и сегмента маркетплейсов образовательных услуг, несомненно, станет распространение удаленной работы. Многие организации — причем, разных масштабов, опробовав такие схемы работы в условиях карантина, убедились в их эффективности и приняли решение, по крайней мере, на ближайшие годы, оставить «дистанционку» в силе вне зависимости от того, как будет развиваться ситуация с карантином. Соответственно, работники, работающие на удаленке, во многих случаях испытывают потребность в освоении ранее не актуальных (не востребованных на практике) знаний, направленных на повышение эффективности такой работы. Самое очевидное — когда речь идет, например, о знаниях в части задействования различных онлайн-инструментов для коммуникации с работодателями, коллегами, клиентами.
Для самих работодателей интерес может заключаться в изучении навыков управления кадрами в условиях удаленки, средств контроля над работниками, обеспечения защиты обмена информацией. Человек, работающий с корпоративной тайной или персональными данными в офисе, трудится при одном уровне рисков утечки таких типов информации, а работающий с аналогичными сведения дома — при совершенно другом. Компании надо «учиться» работать в условиях увеличения таких рисков — осваивая новые технологии, управленческие подходы, изучая более тщательно законодательство, регулирующее оборот соответствующих типов данных.
Резюме
Онлайн-маркетплейсы образовательных услуг существуют в России достаточно давно. При этом, есть много критериев для их классификации: проекты могут значительно отличаться друг от друга (по профилю и масштабам поставщиков, целевой аудитории, условиям пользования образовательными услугами). Есть площадки, где предложения выставляют специализированные учебные заведения, а есть те, что созданы для физических лиц, оказывающих образовательные услуги в частном порядке.
Существует специальная категория маркетплейсов образовательных услуг — платформы, на которых то или иное учебное заведение или разработчик продукта, используемого в учебном процессе, могут, бесплатно разместив те или иные полезные материалы, продвинуть свой бренд, улучшить его восприятие в среде целевых клиентов.
Так или иначе, любое учебное заведение может заняться продвижением своих курсов (или себя в целом) посредством сразу нескольких эффективных онлайн-инструментов. В ряде случаев позволяющих в самые оперативные сроки увеличить прибыль учреждения за счет притока новых клиентов.
В статье рассматривается вопросы применения ККТ для тех ИП, которые занимаются обучением, а также в каких случаях при этом можно не использовать онлайн-кассу
Для успешного ведения бизнеса можно подобрать необходимое оборудование для САЛОНОВ КРАСОТЫ, КЛИНИНГА, ОБЩЕПИТА, АВТОСЕРВИСА и других направлений предпринимательской деятельности.