Формирование ассортиментной матрицы магазина

Формирование ассортиментной матрицы магазина

Каждый магазин формирует товарное предложение в соответствии с ассортиментной матрицей. Рассмотрим то, что она представляет собой, и каким образом составляется, подробнее.

 
 
 
 

Что такое ассортиментная матрица и в чем ее суть

Под ассортиментной матрицей традиционно понимается ряд товаров, выложенных к продаже, который формируется по определенным принципам — обусловленным предполагаемой или фактической (выявленной по итогам предыдущей истории продаж) структурой потребностей целевой группы покупателей (одной или нескольких). Строго говоря, в матрицу должны входить стабильно продаваемые (приносящие стабильную выручку товары), в количестве и комплектности, которые при этом образуют достаточный запас для удовлетворения динамики потребления.

ассортиментная матрица ABC XYZ

где,

  • в основной ассортиментный ряд входят товары: AX, AY, AZ, BX, CX;
  • во вспомогательный ассортиментный ряд входят товары: BY, BZ, CY;
  • в экспериментальный ассортиментный ряд (новинки и неликвид) входят товары: CZ.

Иногда под товарной матрицей понимают в принципе любые товары, что входят в перечень товарных позиций, которые представлены покупателю. Это определение абсолютно верно, если соответствующий перечень составлен с учетом приведенных выше критериев, учитывающих структуру и динамику спроса. Если же товары выставлены «наобум» — без учета структуры и динамики спроса, то их нельзя признать включенными в матрицу.

Каждый товар в рамках матрицы можно «привязать» к тем или иным характеристикам, что связаны с факторами спроса. Например:

  • с гендерным фактором;
  • с возрастом покупателя;
  • с сезонным спросом;
  • с ценовой категорией;
  • с назначением товара.

Так, если товар — куртка от определенного производителя, то она может быть:

  • предназначена для женщин в возрасте от 30 лет;
  • осенней;
  • бюджетной;
  • для повседневного ношения.

Каждый товар, входящий в ассортиментную матрицу, должен, таким образом, соответствовать тем или иным потребительским характеристикам. Можно условиться, что магазин, продающий вышеописанную куртку, позиционирует себя как поставщик модной женской одежды для всех сезонов. И он тем или иным образом выясняет, что наибольший спрос формируется на «осеннюю» недорогую одежду. Исходя из этого, под указанные характеристики такой одежды подбирается товар — и включается в матрицу. Если товар требуемым характеристикам соответствовать не будет, то он попросту выпадет из спроса и продавать его не будет иметь смысла.

Пример самой примитивной ассортиментной матрицы (товар — блузка):

ассортиментная матрица пример для магазина одежды

Безусловно, наряду с бюджетной «осенней» одеждой для женщин в магазине могут быть десятки других категорий товаров — каждая из которых, опять же, формируется с учетом специфики спроса на них. Магазин будет закупать у своих поставщиков — и выкладывать на прилавок, только те товары, что будут распределены по этим категориям. То есть — соответствующие матрице, определяющей товарный ассортимент.

Нюансы формирования ассортиментной матрицы

Идеальный сценарий для собственника торгового предприятия — когда ассортиментная матрица формируется еще до открытия торговой точки. Для этого в распоряжении управляющих магазином должны быть данные по структуре и динамике спроса, на основании которых затем будут формироваться различные категории товаров, составляющие матрицу.

Перед тем, как открыть крупную торговую точку в определенном месте, есть смысл сделать предварительный статистический анализ по различным критериям с помощью Big Data продуктов. Основываясь на эти статистические данные можно заранее спрогнозировать какие товары пользуются повышенным спросом, насколько сильна конкуренция в данной локации, портрет типичного покупателя и его предпочтения.

Уже многие компании предлагают подготовить такие отчеты (основанные на Big Data) под конкретные запросы заказчика, например ОФД.РУ предлагает такие услуги ЗДЕСЬ.

аналитика товарной матрицы с помощью Big Data продуктов

Если говорить про небольшие торговые точки, то нужные данные владелец бизнеса может получить в распоряжение в ряде случаев совершенно случайно. Например — зайдя в какой-либо из уже открытых магазинов, что есть в городе (с высокой вероятностью это будет конкурирующая торговая точка) и обнаружив, что на ту или иную категорию товара имеется спрос.

Общий алгоритм формирования товарной матрицы включает следующие основные этапы:

  1. Определение основных товарных групп, в рамках которых будут осуществляться продажи.
  1. Определение типов товаров, которые будут реализовываться в рамках товарных групп.
  1. Определение потребительских категорий, к которым будут относиться товары — например тех же:
  • ценовых;
  • гендерных;
  • «сезонных».

Каждый товар, таким образом, должен быть отнесен в рамках матрицы:

  • к определенной группе;
  • к определенному типу;
  • к определенной категории (одной или нескольким).

Та же женская куртка может быть включена в матрицу со следующими параметрами:

  1. Товарная категория: женская одежда.
  1. Тип товара: куртка.
  1. Потребительская категория: «осенняя» куртка эконом-класса.

Отметим, что ориентируясь, как правило, именно на тип и потребительскую категорию — держа их в голове, покупатель идет в магазин («нужно купить куртку на осень подешевле»). Поэтому, при классифицировании товара магазину важно правильно «читать мысли» покупателя в части подобных формулировок — и стараться предлагать человеку то, о чем он думает.

Примеры типичных «мыслительных» формулировок при выборе товара:

  • «я хочу сок — апельсиновый — подешевле»;
  • «я хочу мороженое — пломбир — на палочке»;
  • «нужна зубная паста — недорогая — Colgate».

И эти формулировки можно и нужно учитывать при формировании товарной матрицы.

Есть довольно много критериев классификации товаров — что могут быть учтены при построении матрицы. Так, общераспространен подход, по которому они делятся:

  • на ведущие (так называемые «локомотивы»);
  • на сопутствующие;
  • на престижные (статусные).

Также выделяют так называемые товары-заменители основных (типичных) ведущих, сопутствующих или престижных. Соответствующая «замена» будет преследовать скорее экономические цели производителя бизнеса — хотя и интересы покупателя, безусловно, должны быть учтены магазином. С помощью заменителей магазин компенсирует выручку за счет размещения товаров, альтернативных указанным выше:

  • более дорогих;
  • дешевых — но пользующихся более высоким спросом (имеющих более высокую динамику спроса).

Самая низкая единица в рамках ассортиментной матрицы — отдельно взятый товар, изделие (имеющее определенный артикул). Во всех случаях оно может быть классифицировано по рассмотренным выше критериям.

Видео — формирование ассортиментной матрицы магазина одежды:

Отметим, что существует специфическая подкатегория товаров в рамках ассортиментной матрицы — это товары, входящие в так называемый ассортиментный минимум. Сюда могут входить товары, в принципе, любых категорий, типов и характеристик, но их будет объединять:

  • стабильность спроса;
  • стабильность ожиданий покупателя в части цены и качества.

Отсутствие таких товаров на прилавке может нанести серьезный экономический урон бизнесу (он недополучит выручку), а также сопровождаться имиджевыми рисками (когда покупатель приходит к выводу, что «в соседнем магазине это всегда есть, поэтому не буду сюда ходить»). К фактическому отсутствию товара с точки зрения указанных последствий можно приравнять необоснованное увеличение цены, как и ухудшение качества: покупатель привыкает к определенному их уровню, и его могут неприятно удивить изменения.

Типичный товар, что входит в ассортиментный минимум магазина одежды — носки. Человек, привыкший стабильно покупать их в определенном магазине и обнаруживший в какой-то момент, что их нет (или цена выросла в два раза, либо качество ухудшилось так, что лучше бы не покупал) — скорее всего, в следующий раз пойдет в другой магазин.

Неосуществление выкладки товара, относящегося к ассортиментному минимуму — не единственная грубая ошибка, которую может допустить магазин при формировании ассортиментной матрицы. Можно привести ряд иных — заслуживающих особо внимательного рассмотрения.

Распространенные ошибки

Маркетологи считают нежелательным, а в ряде случаев недопустимым:

  1. Совмещение в рамках одной ценовой категории слишком большого количества брендов.

Особенно рискованно это в бюджетной и средней ценовой категории: покупатель, увидевший большое количество предложений от разных поставщиков по одинаковой цене, без толку простоит в магазине длительное время, выбирая товар (и основательно донимая дотошными вопросами продавцов — о том, «что это за интересное изделие»), но так ничего и не купив.

Оптимально представление товара 4-5 брендами — причем, все они должны быть более или менее узнаваемыми на местном рынке.

  1. Представление в одном ряду разных, но очень похожих товаров (по модели, по сорту, по упаковке).

Покупатель попросту не поймет сразу, в чем разница между ними — и эффект будет тем же самым, что в первом случае.

  1. Игнорирование административно-хозяйственнной аналитики:
  • по динамике продаж (оборачиваемости товаров);
  • по рентабельности товаров;
  • по эффективности работы склада;
  • по эффективности ассортиментных карт — в соответствии с которыми осуществляется выкладка товаров мерчендайзерами.

В торговле часто бывает, что тот или иной товар хорошо продается «на первый взгляд». Но по экономическим критериям он — один из аутсайдеров, что показывает аналитика. Интуиция и визуальное наблюдение в торговом бизнесе — хорошо, но полагаться на статистические данные во многих случаях лучше.

Видео — системный подход в формировании ассортимента продукции розничного магазина:

Как часто нужно менять ассортиментную матрицу

Определенный ответ на этот вопрос дать сложно. Дело в том, что потребительский спрос — фактор, хотя и довольно стабильный в большинстве случаев, но он склонен к корректировке. Очень сложно ее предугадать заранее, поэтому задача бизнеса — внимательно отслеживать текущие тренды. Есть общие для большинства сценариев закономерности — когда спрос на тот или иной товар увеличивается в определенный сезон или в праздничные дни, но ситуация вне таких закономерностей иногда очень трудно поддается прогнозу.

При определении сроков и порядка изменения товарной матрицы владельцу бизнеса всегда полезно получать обратную связь от потребителя. Она может быть как прямой (то есть, когда покупатель звонит или пишет продавцу, чтобы о чем-то сказать или спросить), так и опосредованной — но выраженной в тех или иных экономических показателях. Например — оборачиваемости тех или иных товаров, или динамике спроса в привязке к тем или иным периодам. Если ранее товар хорошо продавался в выходные, а теперь — не очень, то нужно выяснить причины и поработать при необходимости над корректировкой товарной матрицы.

Определение сроков корректировки ассортиментной матрицы во многом зависит от успешности решения ряда задач, связанных с выявлением закономерностей:

  1. В поведении покупателей.

Главное — не предложить им товар, который, с одной стороны, по объективным потребительским качествам вполне конкурентоспособен, с другой:

  • явно вышел из моды;
  • проигрывает по цене новинкам;
  • в слишком большом количестве уже продан целевой категории покупателей (и все меньшее количество клиентов захочет покупать его — чтобы не быть похожими на сограждан).

Покупатель обычно очень чувствителен к этим трем критериям — и задача магазина заключается в том, чтобы вовремя оказаться «на стороне» покупателя, и понять, что вот этот товар «я не куплю».

Кроме того, отдельные исследования показывают, что российские покупатели:

  • как правило, не совершают «импульсивных» покупок;
  • приветствуют возможности для оперативного возврата товара — если тот не подошел;
  • часто делают покупки на основе рекомендаций от друзей, советов от профессионалов (например, прочитав обзор о товаре в интернете);
  • часто ориентируются на бренд (и готовы переплачивать за него), полагая, что брендовые товары — более качественные;
  • готовы тратить больше времени на выбор более выгодного и качественного товара.

ассортиментную матрицу магазина удобнее формировать с помощью товароучетных систем

При этом, как выяснили маркетологи, россияне всегда открыты для новых товаров, но, вместе с тем, не стремятся во что бы то ни стало опередить сограждан в покупке новинок (и стараются, таким образом, получить от кого-то обратную связь по опыту совершения покупки).

Также полезно иметь в виду, что:

  • в моду прочно вошли торговые центры (люди идут туда, а не в определенный магазин или за конкретным брендом);
  • при посещении ТЦ россияне стараются посетить как можно больше магазинов — так как часто бывает, что ехать туда далеко, и нужно сразу все обойти;
  • конверсия у магазинов, расположенных в ТЦ, снижается — в силу того, что в каждом из них покупатель проводит меньше времени.

Что примечательно, указанные характеристики в потребительском поведении россиян могут меняться время от времени, и задача магазина — в том, чтобы уловить тренды и учесть изменения при формировании ассортиментной матрицы.

  1. В поведении конкурентов.

Конкуренты могут «манипулировать» ценами, различным образом корректировать политику продаж (например, инициируя предложения различных сопутствующих товаров, чего сам магазин не делает), что повлияет на оборачиваемость товаров. Опыт конкурентов учитывать всегда полезно — в том числе и при формировании ассортиментной матрицы.

  1. В поведении поставщиков.

Главное, чтобы поставщик неожиданно не увеличил цены и не ухудшил качество. Зафиксировать цены помогут долгосрочные контракты, а качество следует контролировать постоянно: обратная связь по выявленным недоработкам пригодится и самому поставщику. Если с ценами и качеством не все в порядке — ассортиментную матрицу вынужденно придется менять.

Резюме

Итак, ассортиментная матрица — это перечень товаров, каждый из которых можно классифицировать по тем критериям, что определены исходя из структуры и динамики спроса. Любой товар вне этих критериев не войдет в матрицу. Порядок ее формирования предполагает учет широкого спектра факторов, влияющих на спрос и уровень конкурентоспособности торгового предприятия. В необходимых случаях даже идеальная ассортиментная матрица подлежит корректировке.

Что такое планограмма выкладки товара в магазине  и для чего она нужна.

Для чего нужна информационная система Цербер Россельхознадзора и кто должен в ней регистрироваться читайте в статье.

Какие сервисы позволят напечатать ценники для магазина https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/dop/pechat-tsennikov.html в онлайн режиме.

Видео — построение матрицы ABC XYZ в Excel:

Похожие статьи

 

Можете посмотреть ПОДБОРКУ ПОЛЕЗНЫХ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ и ПО, которые будут полезны многим предпринимателям.

 
Поделиться:
Добавить комментарий