Автоматизация складского учета на предприятии
От эффективности работы склада напрямую зависит общий успех компании. Автоматизация складской инфраструктуры — один из ключевых в условиях современного рынка факторов ее улучшения. Рассмотрим, что представляет собой автоматизация склада и с помощью чего она может быть осуществлена.
Что понимать под автоматизацией склада?
Современный склад торгового или промышленного предприятия — объект, концентрирующий большое количество важных хозяйственных операций, которые соответствуют различным этапам движения принятого от поставщика товара (сырья или материала) в дальнейшее производство (либо на продажу).
Типичная цепочка таких этапов выглядит, как правило, очень просто и включает:
- приемку товара;
- перемещение товара непосредственно на склад;
- перемещение товара на продажу (на производство).
В процессе приемки и прочих указанных перемещений товара (условимся, что речь идет именно о товаре — как объекте учета на торговом предприятии) может производиться большое количество отдельных операций — связанных:
- с осуществлением различных физических действий с товаром (вручную или различными механизированными способами);
- с учетными процедурами (то есть, документированием операций установленными способами и их отражением в специальных реестрах, позволяющих точно установить текущий статус товара (и, при необходимости, имевшие ранее статусы по нему)).
Эти операции осуществляет человек — работник склада. Те или иные операции он может производить самостоятельно («на свое усмотрение») или же с использованием различных средств автоматизации — которые могут:
- «объяснять» человеку то, каким образом оптимизировать складские операции;
- выполнять значительную часть работы за самого человека (чаще всего — в части документации и учета, но иногда и в части физических действий — если подразумевать подключение различной механизированной инфраструктуры).
Таким образом, средства автоматизации склада выступают источником различных алгоритмов — в соответствии с которыми сам человек или используемые им технические решения выполняют те или иные операции в рамках оборота товара на складе.
Как правило, по степени трудоемкости (количеству времени, затрачиваемому работником) лидируют как раз учетные процедуры. Они призваны обеспечить доступ тех или иных ответственных лиц предприятия к широкому кругу данных, отражающих:
- то, где находится тот или иной товар;
- то, сколько товара есть в наличии;
- то, с какой динамикой расходуется товар (сколько его заказали со склада или планируют заказать) и куда уходит.
И это, безусловно, не исчерпывающий перечень сведений, используемых в рамках складского учета. Который, так или иначе, предполагает заполнение в ряде случаев довольно большого объема документов — актов, накладных, реестров, которые могут иметь сложную структуру. Работа с ними вообще может не входить в компетенции складского работника. И в этом случае к нему нужно приставлять другого человека — который в документах разбирается. Автоматизация же призвана в том числе «передавать» эти компетенции «на компьютер» — вместо того, чтобы привлекать специалиста.
Средства автоматизации склада
На практике решение для автоматизации склада представляет собой компьютерную программу, которая с той или иной степенью глубины интегрируется с различными складскими операциями. Если это самые базовые учетные процедуры — призванные решать лишь задачи бухучета, то с этим справится обычная бухгалтерская программа (как вариант, специальная конфигурация 1С). Либо — несложная в пользовании облачная складская программа (различные решения, относящиеся к данному типу, могут быть при этом исключительно функциональны — если вести речь, к примеру, о таких сервисах как Мой Склад или Subtotal). При этом, современные облачные решения во многих случаях выходят инструментами, более эффективными экономически в сравнении с продуктом на базе конфигурации от 1С — при равном функционале (и, к слову, при наличии возможностей для интеграции с 1С в большинстве сценариев).
Если задачи сложнее, то потребуется установка более продвинутой WMS-программы. Ее интеграционные возможности, как правило, несоизмеримо выше обычных бухгалтерских расширений: такое ПО при желанию можно приспособить к учету операций в привязке буквально к отдельно взятой коробке. Отметим, что многие лидирующие российские WMS-системы базируются на той же платформе 1С — в рассматриваемом случае имеющей существенно более широкий функционал в сравнении с типичными бухгалтерскими конфигурациями. Но есть и самостоятельные платформы (которые при этом могут быть интегрированы с 1С).
«Отслеживается» движение объекта автоматизации (хотя бы той же коробки) с помощью различных идентификаторов. Чаще всего ими выступают:
- штрих-коды (в различных вариантах — одномерные, двумерные);
- специальные радиометки (RFID).
Идентификаторы могут «прикрепляться», безусловно, не только к «коробкам», но и к транспортным средствам, с помощью которых осуществляется перемещение товаров в рамках склада (на него и от него) и прочим объектам автоматизации — которые могут входить в инфраструктуру склада.
В свою очередь, для прочтения идентификаторов применяются специальные считыватели (сканеры).
Таким образом, основные компоненты автоматизации склада — следующие:
- программное обеспечение;
- идентификаторы;
- считыватели идентификаторов.
Если идентификаторы и считыватели можно отнести к достаточно унифицированным компонентам, то программное обеспечение по своим возможностям (и цене) может быть очень разным. Рассмотрим, с помощью каких критериев можно выбрать оптимальный продукт.
Как выбрать программу (ПО) для учета
Поскольку основной объем задач по автоматизации склада затрагивает, как мы отметили выше, учетные процедуры, то ПО для такой автоматизации должно обеспечивать максимально эффективный учет складских операций. В частности — быть приспособленным:
- к автозаполнению (на основании «как можно более автоматически» собранных данных) типовых бланков, используемых при документировании складских операций;
- к выгрузке готовых документов на печать (на отправку адресату в электронном виде);
- к обмену данными с иными учетными модулями (например, собственно, бухгалтерскими);
- к мониторингу над статусом товара в режиме реального времени;
- к быстрому поиску нужных сведений о том или ином товаре.
Очень условно программные решения для автоматизации склада, доступные на российском рынке (и удовлетворяющие, как минимум, вышеперечисленным критериям по приспособленности выполнять ключевые функции) можно классифицировать на 3 типа:
- Облачные продукты (оптимизированные, главным образом, под нужды малого и среднего предприятия).
К их числу относятся отмеченные выше сервисы МойСклад, Subtotal, а также их аналоги — например:
- CloudShop;
- УчетОблако;
- СуперСклад.
- Инсталлируемые решения для средних и многих крупных предприятий.
В их числе — продукты:
- Торговый склад («Инфо-Предприятие»);
- Склад Pro;
- 1С:Управление торговлей.
- WMS-системы — подходящие под нужды любых предприятий (но экономически оправданные, как правило, в случае применения на крупных складах).
К числу лидирующих решений здесь относятся:
- AXELOT WMS X5 (базируется на 1С);
- LEAD (не базируется на 1С, но интегрируется с данной платформой).
- Manhattan Scale (программа имеет зарубежное происхождение, но популярна в России).
В зависимости от нужд предприятия (которые во многом зависят от его масштабов, а также от сферы деятельности) требования к функционалу программ для автоматизации склада могут расширяться. При этом, то, какими эти требования будут, во многих случаях проблематично определить до начала практического пользования программным решением.
Не исключено, что в ходе эксплуатации инфраструктуры для автоматизации предприятие выяснит, что ему нужно больше (и, не исключено, что намного больше, чем дает конкретная программа — вследствие чего может потребоваться ее замена на более функциональное и, скорее всего, более дорогое решение) или, наоборот, меньше (и нет смысла переплачивать за текущий необоснованно дорогой продукт).
Или же удостоверить тот факт, что действующее ПО лучше всего подходит предприятию — и затем обеспечивать увеличение эффективности его применения за счет постоянного мониторинга и анализа эксплуатации решения ответственными специалистами (причем, они могут быть и штатными работниками и приглашенными консультантами).
Таким образом, «осторожная практика» — оптимальный подход к внедрению алгоритмов автоматизации склада. Он позволит минимизировать издержки на такое внедрение и повысить его эффективность.
Резюме
Автоматизация склада — это «замена» человека компьютером на участках, связанных с документацией складских операций (и во многих случаях — на участках, связанных с физическими действиями, которые производятся с товарами). При этом, учетные задачи — наиболее трудоемкие и ключевые, и потому требования к ПО для автоматизации, главным образом, связаны именно с их выполнением.
Складское ПО может быть классифицировано на несколько категорий, каждая из которых адаптирована для нужд предприятия определенных масштабов — малых, средних и крупных. Реальная эффективность продукта, как правило, оценивается на практике, которая может показать, что оптимальная установка альтернативного решения (или, наоборот, подтвердить эффективность текущего и необходимость дальнейшего его качественного администрирования ответственными специалистами).
Каким требованиям должен отвечать уголок потребителя: какая информация должна быть и где он должен располагаться.
Инкассация денег из кассы магазина в банк — кто и как её может осуществлять.
Где и как искать поставщиков https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/pr/kak-najti-postavshhikov.html для своего магазина.
Для успешного ведения бизнеса можно подобрать необходимое оборудование для